Основной целью деятельности кафедры является: актуализация профессионального роста педагогов в процессе формирования социальной, коммуникативной и методической компетентности, систематическое обновление теоретических знаний и практических навыков в сфере воспитания, дополнительного образования, готовность слушателей курсов к построению профессиональной деятельности, соответствующей действующей нормативно-правовой базе в области образования, обновленному ФГОС, ФРПВ, разработка учебно-методических комплектов, ИОП для учителей, ПДО и методических рекомендаций по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
— методическая помощь ОО в разработке школьных рабочих программ воспитания на основе Федеральных программ воспитания и Федерального плана календарной работы;
-исследование повседневных практик и благополучия подростков, организация межкультурного исследования детства, дальнейшее исследование современных родительских культур: изучение и анализ новых родительских практик в рамках Проекта
«Школа ответственного и компетентного родителя», повышение ответственности родителей (Поддержка семейной политики и культуры детства (изучение современных
родительских культур);
— повышение качества организации воспитательного процесса в ОО: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми в рамках реализации Указа Президента РФ «Стратегия
развития воспитания до 2025 года», Проекта «Десятилетие детства», методических рекомендаций «Национальной родительской ассоциации поддержки семьи и семейных ценностей», Закона РС (Я) «Об ответственном родительстве», Закон РФ No304 «О рабочей
программе воспитания»);
— выявление профессиональных дефицитов классных руководителей через анкетирование и
тестирование, соц опроса;
— обобщение передового педагогического опыта в сфере реализации проекта «Разговор о
важном» с региональным пополнением.;
— разработка мет рекомендаций по выявленным дефицитам педагогов в сфере воспитания и
социализации;
Кафедра осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров в широком диапазоне: заместители директоров школы по воспитательной работе, социальные педагоги, воспитатели школ-интернатов, классные руководители; руководители методических объединений классных руководителей общеобразовательных учреждений (ОУ), заместители директоров учреждений дополнительного образования детей (УДОД), педагоги дополнительного образования детей, методисты по воспитательной работе ОО и УДОД, педагоги-организаторы ОО и УДОД и старшие вожатые ОО. Образовательные программы кафедры воспитания и дополнительного образования отвечают тенденциям развития системы образования РФ и образовательной инициативы РС (Я) – 2030 «Образование, открытое в Будущее», инновационным процессам и актуальным вопросам общего и дополнительного профессионального образования.
Основные мероприятия кафедры:
Мероприятие | аннотация |
Конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель года» | Республиканский конкурс профессионального мастерства классных руководителей «Классный руководитель», посвященный памяти Маргариты Константиновны Петровой, Почетного работника общего образования РФ, Почетного ветерана системы образования МОиН РС(Я), Отличника образования РС(Я), обладателя знака Министерства образования РС(Я) «Учитель учителей», которая была инициатором и идейным вдохновителем первого конкурса в республике. Девиз конкурса: «Личность воспитывает личность». Цель: выявление и трансляция лучших практик организации воспитательного процесса, повышение профессиональной значимости и общественного признания деятельности классного руководителя. Конкурс призван способствовать профессиональному росту мастерства классных руководителей, выявлению эффективных воспитательных технологий, созданию условий для творческой самореализации, повышению престижа их деятельности, реализации их личностного потенциала, развитию профессионального сообщества специалистов в области воспитания, демонстрация значимости труда классного руководителя в воспитательной системе школы, выявлению инновационных практик воспитания в соответствии требованиями обновленного ФГОС и реализацией рабочих программ воспитания в ОО. |
Республиканский конкурс «Социальный педагог» | Конкурс проводится в целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала социальных педагогов Республики Саха (Якутия), повышения престижа многопрофильного комплексного психолого- педагогического и медико-социально-правового сопровождения в системе образования РС (Я). Девиз конкурса «Воспитание всем миром» отражает одну из главных задач современной социально-педагогической работы: непрерывный, профессиональный и личностный рост, трансляцию лучших образцов социально-педагогической практики, пропаганду инновационных идей и достижений в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности, вовлеченности родителей в воспитательный процесс. Конкурс ориентирован на повышение профессионального уровня и статуса социальных педагогов в системе образования РС(Я), призван способствовать росту воспитательного потенциала семьи и социума в рамках социально-педагогической деятельности с обучающимися и родителями. |
Проект «Школа ответственного родительства» | АОУ ДПО РС(Я) “Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II» и ЯРО ВОД «Матери России» с 2016 года реализует совместный проект “Школа ответственного родительства”. Руководитель Проекта Алексеева Галина Ивановна, доктор педагогических наук, научный руководитель АОУ ДПО РС(Я) “Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». Актуальность проекта: необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей. Цель проекта: реализация Закона РС(Я) «Об ответственном родительстве», повышение ответственности родителей зa содержание, воспитание, обучение своих несовершеннолетних детей и совершенствование психолого-педагогической компетентности. Идея концепции Проекта: в целях повышения ответственности родителей на содержание, воспитание, обучение несовершеннолетних детей, развития родительской компетентности необходимо создать общественно — государственную инфраструктуру сетевого взаимодействия участников проекта по целевым направлениям. Для развития семейных ценностей школьников, поддержки семейного воспитания, формирования уважения к родителям в школах реализуется учебный курс для обучающихся «Азбука семьи» (8, 9 классы), «Я — будущий семьянин» (10, 11 классы), авторы: Борисова П.П., руководитель Якутского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России», Охотина К.М., зав. каф. ИРОиПК. Данный курс разработан согласно требованиям ФГОС, направлен на формирование ценностей, оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи и включен в программу внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, материал используется при проведении классных часов |
Проект «Личностное и социальное развитие девочек, как будущих матерей: методическое сопровождение» | Проект разработан совместно с Якутским региональным отделением Всероссийского общественного движения «Матери России» (руководитель П.П. Борисова). Ориентирован на осознанное родительство, личностное и социальное развитие девочек, как будущих матерей, может помочь образовательным организациям расширить просвещение родителей, в особенности матерей, стать механизмом повышения родительской ответственности и формирования позитивного родительства. Главная целевая группа, для которой предназначен Проект, это родительский актив класса, школы, члены родительских Советов, Советов родителей, члены общественных организаций и движений. Проект может представлять интерес для школьных психологов, социальных педагогов, классных руководителей и других лиц, неравнодушных к проблемам воспитания девочек (будущих матерей) для работы с семьей по выработке единых требований и методов личностного развития и воспитания воспитанников. В рамках реализации программы «Личностное и социальное развитие девочек как будущих матерей: методическое сопровождение» запущен проект «Школа «Юная Леди». Площадками реализации проекта являются 6 школ города Якутска. Проведены занятия на тему: «Традиции воспитания девочки – будущей матери в нашей семье», где участники искренне поделились опытом своей семьи по воспитанию девочек, включились в живой диалог по сохранению семейных традиций, внесли ценные предложения по развитию проекта и с воодушевлением согласились продолжить работу в таком формате. |
Проект «Движение волонтеров образования» | Цель проекта: Создать движение волонтеров образования для образовательной, социальной и психолого-педагогической поддержки с охватом всех обучающихся, проживающих в сложных социальных условиях, к 2030 году |
Проект «Конструктор цифрового образовательного контента лучших методических практик» | Цель проекта: Обеспечить участникам единой системы образования доступность лучших методических материалов, образовательных практик и технологий, в том числе программ патриотического воспитания, имеющих опыт успешного освоения обучающимися, в целях повышения их образовательных результатов для приобретения переносимых навыков (критического мышления, творчества, сотрудничества и общения) |