Съезда учителей родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера

13 декабря 2023 года  на базе МБДОУ ЦРР-Д/с № 82 «Мичээр» города Якутска прошла работа секции «Создание этнокультурной среды в образовательной организации».

           Модераторами мероприятия выступили Лебедева Надежда Николаевна, к.п.н.,зав. каф. дошкольного образования Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II и Трофимова Юлия Иннокентьевна, к.п.н., заведующая  МБДОУ ЦРР-Д/с  № 82 «Мичээр» г. Якутска.

 Всего посетили данное мероприятие 40 делегатов съезда коренных малочисленных народов Севера из Аллаиховского,  Олекминского, Алданского, Оленекского, Оймяконского, Мирнинского, Усть Янского муниципальных районов, также педагоги города Якутска.

Семинар приветственным словом открыла Трофимова Ю.И., к.п.н., заведующая МБДОУ ЦРР-Д/с № 82 «Мичээр» г. Якутска.

От имени института развития образования и повышения квалификации РС (Я) приветствовала делегатов съезда  Лебедева Н.Н., к.п.н., зав. каф. дошкольного образования

На секции  обсуждены следующие стратегические направления:

— обучение языку, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера  в дошкольном образовании в условиях обновления содержания образования;

— этнокультурная среда в условиях единого российского образовательного пространства;

— современная цифровая образовательная среда в обучении языку, литературе, культуре коренных малочисленных народов Севера;

— вопросы разработки программ, пособий по языку, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера;

— повышение мотивации детей к овладению родными языками.

 Педагоги МБДОУ ЦРР-Д/с № 82 «Мичээр» Жерготова Аида Иннокентьевна, Васильева Анна Васильевна, Чемезова Сардана Алексеевна, Захарова Анна Елисеевна ознакомили участников съезда с проектом «Уһуйаанна төрүт эйгэни тэрийии».

Далее Михайлова Светлана Степановна, воспитатель МБДОУ «Сардана» с.Хатыстыр Алданского района поделилась своим опытом по теме: «Организация образовательно-воспитательного процесса на принципах методики языкового гнезда».

Интересно рассказали про технологию  «РОР UP букинг» как средство приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям народа Саха»  Васильева Мария Матвеевна, Романова Матрена Владимировна, воспитатели МБДОУ Детский сад 15 «Северные звездочки» г. Якутска.

Своими авторскими  эвенкийскими играми  поделилась Павлова Августина Фёдоровна, воспитатель МБДОУ «Сардана» с.Хатыстыр Алданского района.

Колмогорова Анна Васильевна, старший воспитатель, Корякина Саргылана Ильинична, воспитатель МБДОУ Детский сад № 3″Катюша»  рассказали о своем долгосрочном проекте «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой эвенского народа».

 Из опыта работы кочевого языкового лагеря для детей оленеводов поделилась Устинова Людмила Тихоновна, учительница начальной школы Депутатской СОШ Усть Янского района.

 Отрадно, что во многих садах года Якутска педагога знакомят с культурой малых коренных народов.  Так, Яковлева Марина Михайловна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 43 «Улыбка» обобщила свой опыт работы по использованию авторского альбома-раскраски как средства изучения якутского языка;

Уже несколько лет реализуется этнопедагогический проект “Семь народов – семь алмазов” (научный руководитель Лебедева Н.Н.). Петрова Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования МБДОУ Детский сад 85 «Золотой ключик» рассказала  про влияние литературы чукотских писателей на развитие детей дошкольного возраста;  Корякина Галина Вадимовна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 2″Олененок» как  знакомила  детей с эвенкийской культурой;  Адамова Ирина Владимировна, Бетехтина Светлана Викторовна, Аянитова Вероника Дмитриевна воспитатели МБДОУ Детский сад № 89 «Парус» рассказали как вводят юкагирскую культуру в своем детском саду; Абрамова Галина Иосифовна, заместитель заведующего по УВР, Васильева Светлана Жилиновна воспитатель  МБДОУ Детский сад № 96 «Мозаика» поделились своим опытом ознакомления детей с культурой долганского народа; Семенова Людмила Григорьевна,  воспитатель МБДОУ ЦРР дс № 21 «Кэнчээри» рассказала, как знакомят у них в саду с культурой якутского народа.

Очень интересно раскрыла свои авторские эвенкийские игры как средство обучения и воспитания не владеющих родным языком детей  Прокопьева Мария Максимовна, воспитатель МБДОУ «Сардана» с.Хатыстыр  Алданского района.

      Сивцева Любовь Владимировна,  учительница МКОУ Тянская СОШ им. И.Н. Кульбертинова  Олекминского района рассказала как  приобщила  детей дошкольного возраста к эвенкийскому языку посредством авторских пособий.

В ходе мероприятия участники проявили интерес к рассматриваемой проблеме, сформировали план дальнейших действий и выразили надежду на плодотворное дальнейшее сотрудничество.

         По итогам обсуждения вышеназванных вопросов делегаты Съезда выработали следующие рекомендации:

1. Продолжить деятельность, направленную на создание условий и обеспечение реализации права детей  на изучение родного языка;

2. Обеспечить дошкольные образовательные организации этнокультурными дидактическими материалами и играми по развитию речи, в том числе цифровыми и интерактивными ресурсами.

3.  Стимулировать активность родительских комитетов дошкольных и школьных образовательных учреждений республики в сохранении родного языка и культуры.

4. Вести работу по увеличению количества групп, реализующих парциальные программы по этнокультурному и поликультурному образованию в образовательных дошкольных организациях республики.

5. Открыть экспериментальную  группу с обучением и воспитанием на родном, эвенском,  языке в городе Якутске, с обеспечением преемственности с СОШ № 26.

6. Провести Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную воспитанию и обучению детей на духовно-нравственных традициях коренных народов Севера.

7. Диссеминация передового  опыта педагогов из числа коренных малочисленных народностей на российском и международном уровнях. 

8. Рекомендовать МОиН РС (Я) ввести штат методиста, курирующего вопросы  образования и воспитания детских садов коренных малочисленных народов Севера.

9. Рассмотреть вопросы строительства кочевых детских садов.

10. Организовать фестиваль игр малочисленных народов Севера.

Прокрутить вверх