О конкурсе учительских команд (методических объединений) «Начальное образование — 2022»

11-12 февраля 2022 года при поддержке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им.С.Н.Донского – II». (директор Павлов Н.М., руководитель ЦНППМ Абрамова Д.Г.), Хангаласского районного управления образованием (начальник Мартынова Е.А.) состоялся открытый конкурс учительских команд (методических объединений) «Начальное образование — 2022».  Инициаторы и организаторы этого конкурса  — учителя начальных классов МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова» Хангаласского улуса (директор школы Тимофеев А.П.). Основная цель конкурса заключалась в выявлении и распространении опыта учительских команд (методических объединений) по формированию функциональной грамотности, внедрению новых технологий и методов обучения в современных условиях, повышении профессионального мастерства.

На площадке конкурса встретились методические объединения учителей начальных классов 24 школ из 11 улусов и городского округа «г.Якутск»: 3 команды из Алданского района, по 2 команды из Амгинского и Верхневилюйского улусов, по 1 команде из Вилюйского, Сунтарского, Таттинского, Намского, Анабарского, Верхоянского, Кобяйского улусов, команды МОБУ «СОШ № 23 им В.И. Малышкина» и Тулагинской СОШ, а также 8 команд из Хангалсского улуса.

Идею команды, потенциал каждого участника команды раскрыли на этапе «Визитка команды». С самого начала стало понятно, что конкурс будет интересным: столько опытных учителей и столько молодых креативных педагогов собралось вместе!  На мастерской методического объединения команды представили опыт работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности. Большинство участников рассказали о своей работе по формированию читательской грамотности младших классов, были достаточно хорошо раскрыты также методы работы по развитию математической грамотности, креативного мышления обучающихся.

Второй день конкурса начался с командного планирования — разработки командами практического онлайн занятия для группы учащихся по предмету «Окружающий мир». Тема занятия были озвучены в конце первого дня.  40 минут команды планировали фрагмент урока (тема была определена по жеребьевке) с практическим заданием, составили технологическую карту.   В это время эксперты наблюдали за работой команд в онлайн режиме. По окончании работы команды передали технологические карты организаторам и  экспертам. Организаторы заранее предусмотрели, что могли бы  использовать на занятиях конкурсанты, поэтому после получения технологических карт уточнились по оборудованию, подготовили наглядные материалы, распечатали раздаточные материалы, отправленные участниками.

Наступило время онлайн встречи с учениками – проведение для учащихся начальной школы фрагмента занятия на платформе ZOOM. Для примера: команды должны были организовать сравнительное исследование сосны и ели, морской и пресной воды, познакомить детей с устройством термометра, организовать моделирование внешнего строения тела человека, расположений планет Солнечной системы, провести практическую работу с водным термометром, показать очистку загрязненной воды с помощью фильтра, обнаружить вместе с детьми крахмал в продуктах, научить оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, уметь различать тело и вещество,  показать принцип пожаротушения и т.д. Работа проходила по 2 группам. Несмотря на дистанционный формат, учителя вдохновенно провели занятия, дети увлеченно учились. Время занятий прошло незаметно, потому что было интересно всем: и детям, и учителям, и экспертам, и организаторам. Каждая команда смогла организовать взаимодействие учащихся между собой, включить каждого в процесс занятия, сделать его результативным и продуктивным.   А дети выражали свою радость от общения аплодисментами.

Как и на любом конкурсе, были определены победители, но радует то, что разница в баллах между командами минимальная – значит, все почти были равными. Дипломов 3 степени удостоились команды Сунтарской НОШ им. В.Г.Павлова, СОШ №23 им В.И. Малышкина г.Якутска, Чакырской СОШ Амгинского улуса. Дипломы 2 степени получили команды Покровской СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева, Качикатской СОШ им. С.П.Барашкова Хангаласского улуса. Абсолютным победителем конкурса была признана команда Вилюйской НОШ №1. Все участники отметили, что оценивание конкурсных этапов было объективным, вопросы, уточнения и комментарии экспертов направлены на выявление лучших сторон участников. В качестве экспертов конкурса  были приглашены лауреаты республиканского конкурса «Учитель года»: Федотова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Оленекская СОШ им. Х.М.Николаева», лауреат республиканского профессионального конкурса «Учитель года – 2021», Николаева Саргылана Ивановна, учитель начальных классов МБОО «Черкехская СОШ имени П.А.Ойунского» МР «Таттинский улус», лауреат республиканского профессионального конкурса «Учитель года – 2019»; учителя начальных классов — члены улусных учебно- методических объединений: Карамзина Оксана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ “Амгинский лицей академика Л В Киренского” МР “Амгинский улус, Трофимова Валентина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «2 Мальжагарская СОШ имени М.Е.Васильевой» МР «Хангаласский улус, к.п.н.;  главные специалисты Хангаласского РУО — Васильева Виктория Афанасьевна, обладатель занка “Методист Якутии №1”, Гермагенова Айталина Степановна; представители Булгунняхтахской СОШ имени С.П.Ефремова — Михайлова Татьяна Виссарионовна, заместитель директора по учебной работе, Алексеева Любовь Васильевна, учитель начальных классов. Руководили экспертным советом Абрамова Дианида Гаврильевна, руководитель ЦНППМ ИРОиПК, Прокопьева Людмила Николаевна, заведующая кафедрой начального и инклюзивного образования ИРОиПК.

По мению участников, конкурс стал  площадкой  общения и обмена опытом, сотрудничества и сотворчества учительских команд, повышения квалификации, профессионального мастерства. Безусловно, слаженная командная работа нашего методического объединения, коллег, администрации школы, огромная поддержка  Хангаласского управления образованием позволила провести открытый конкурс учительских команд (методических объединений) «Начальное образование — 2022» на хорошем организационном уровне, помогла преодолеть технические трудности.

Позитивные отзывы участников конкурса, их желание еще раз встретиться в будущем году на таком мероприятии мотивируют нас на дальнейшее развитие, настраивают на повышение качества профессиональной деятельности.  

Кононова Надежда Гаврильевна,

руководитель методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П.Ефремова»