Итоги НПК

 25 июня 2021 года, в последний заключительный день региональной (онлайн) научно-практической конференции «Родной язык – дыхание души ребенка»,

работа прошла в формате онлайн на платформе Zoom, а также в режиме оффлайн. Были представлены работы педагогов по 5 трекам: «Язык и среда», «Язык и мышление», «Язык и книга», «Ребенок и взрослый», «Педагогическая кухня».

ТРЕК 1. «Язык и среда».

Трекеры: Ольга Иннокентьевна Михалева,  к.п.н., заместитель директора ИРО и ПК, Кротова Айталина  Владимировна, заведующая МБДОУ ЦРР д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск».

Аналитики: Ноговицына Сардана Семеновна, старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с N10 «Туллукчаан»,   Корякина Алена Кимовна, педагог английского языка МБДОУ ЦРР д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск», Ларионова Мария Николаевна, главный специалист отдела дошкольного образования МКУ «Мегино-Кангаласское РУО».

В ходе работы трека представлены 43 работы. Обсуждены вопросы билингвизма, интеграции, родного языка.

ТРЕК 2. «Язык и мышление».

Трекеры: Бугаев Николай Иннокентьевич, к.филол. наук, 1-йзаместитель директора ИРО, Попова Людмила Витальевна, к.п.н, доцент, заместитель заведующего кафедрой дошкольного отделения Педагогического Института Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова.

Аналитики: Иванова Мария Кимовна, к.п.н,
доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института СВФУ.

Было представлено 14 работ. Обсуждены вопросы доминирующего языка в одноязычной семье, родного языка, человеческого мышления.

ТРЕК 3. «Ребенок и книга».

Трекеры: Лебедева Надежда Николаевна, к.п.н., заведующая кафедрой дошкольного образования ИРО и ПК, Павлова Наталья Геннадьевна, заведующая МБДОУ д/с № 85 «Золотой ключик» ГО «город Якутск», Коврова Сардана Егоровна, к.п.н., заместитель директора по развитию ГАУ РС(Я) «Детское издательство «Кэскил» им.Н.Е.Мординова-Амма-Аччыгыйа».

Аналитики: Алексеева Наталья Николаевна, старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка», Троева-Лугинова Лена Дмитриевна, педагог-психолог МБДОУ ЦРРд/с № 23 «Цветик-семицветик» ГО «город Якутск»,  Болдыханова Елена Игнатьевна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №8 «Аленушка» п.Мохсоголлох Хангаласского улуса.

Аналитики треков с самого начала конференции вели форумы, обсуждения, готовили общие рекомендации.

В этом треке было заявлено 26 работ. Участники представили интересные проекты, авторские стихи, сказки, переводы русских сказок на якутский язык. Обсуждены вопросы Гештальт-подхода в педагогике, книги и гаджеты, вопросы повышения интереса детей к книгам, иллюстрации детских книг, влияние Гейм-технологий.

ТРЕК 4. «Ребенок и взрослый».

Трекеры: Слепцова Мария Николаевна, доцент кафедры дошкольного образования ИРО и ПК, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2010», обладатель трех номинаций, Шлемко Анастасия Ивановна, ст.воспитатель МБДОУ № 52 «Котенок» г. Химки  Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2018».

Аналитики: Дмитриева Ньургуйаана Афанасьевна, главный специалист отдела дошкольного и начального образования МКУ «Управление образования» МР «Верхневилюйский улус (район)», Кудашева Елена Николаевна МБДОУ ЦРР д/с №86 «Колокольчик » ГО «город Якутск», Литвиненко Инна Михайловна, ведущий специалист по мониторингу качества образования АН ДОО «Алмазик», участник Всероссийского конкурса «Воспитатель Года России- 2011».

В ходе работы трека были представлены 22 работы коллег из Московской области, Республик Бурятия, Башкортостан и Республики Саха (Якутия), обсуждены вопросы развития речи детей, сохранения родного языка, языковой интуиции, момент субъектности у ребенка, модель ОП, порождающий субъектность, вопросы билингвизма в ДОО. В треке рассмотрены различные виды современных технологий, их описание, способы реализации в практику работ  дошкольных образовательных организаций. Внедрение новых методик и технологий в образовательный процесс способствует эффективной воспитательной работе, стремлению творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, в приобретении новых знаний и умений.

Весьма интересный метод выбран педагогами из Чурапчинского улуса, представившим направление «Детский сад-парк «Там, где двери всегда открыты». Это совокупность открытых образовательных пространств, площадок, в которых воспитанники разного возраста играют по желанию и без ограничений во времени. Тут предоставлена свобода выбора ребёнку, свобода действий, свобода общения. Ребёнок в игре ненавязчиво приобретает знания и умения.

Не менее интересны были работы по применению речевых игр для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Хочется обратить внимание коллег на работу Михайловой Л.С. в этом направлении, старшего воспитателя МБДОУ д/с «Сулусчаан» с. Чинэкэ Вилюйского улуса. Изучая опыт коллег, участники ознакомились также с опытом работы педагога — психолога МБДОУ д/с «Кэнчээри» с.Тумул Осиповой А.Н. «Стихийный билингвизм, как одна из проблем современного дошкольного образования».

ТРЕК 5. «Педагогическая кухня».

Трекер: Колмогорова Татьяна Вячеславовна, МБДОУ ЦРР  д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «г. Якутск», заместитель заведующего по ОВР.

Аналитики: Гончарова Елена Юрьевна, МБДОУ д/с №27 «Кораблик»,  и.о. заведующего, Кириллина Майя Петровна, МБДОУ ЦРР  д/с №7 «Остров сокровищ», заведующая, Кириллина Майя Петровна, МБДОУ ЦРР  д/с №7 «Остров сокровищ, заведующая, Саввинова Саргылана Ивановна, МБДОУ д/с №96 «Брусничка», заведующая ГО «город Якутск»,  Скрябина Анисья Агитовна, заведующая дошкольным отделением Якутского педагогического колледжа им. С. Ф. Гоголева,

Представлено 27 мастер-классов педагогов республики и других регионов по всем темам конференции. Больше всего мастер-классов было представлено по организации предметно-пространственной среды, речевого развития детей. В ходе работы форума было подчеркнуто усиление работы с семьей.

В онлайн формате на платформе Zoom состоялось заключительное мероприятие как итоговая рефлексия по работе научно-практической конференции.

Аналитики с каждого трека выступили с информацией, описали общую картину проведенной деятельности, внесли предложения и рекомендации.

Корякина Алена Кимовна, педагог английского языка МБДОУ ЦРР д/с №10 «Туллукчаан», Ноговицына Сардана Семеновна, старший воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск» выступили от имени аналитиков и трекеров 1 трека.

Аналитик 2 трека «Язык и мышление» Иванова Мария Кимовна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ, отметила широкую биографию и формат работы конференции. Отметила хорошие работы по фольклору.

3 трек «Язык и книга» представила Болдыханова Елена Игнатьевна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №8 «Аленушка» п.Мохсоголлох Хангаласского улуса.

4 трек представила Кудашева Елена Николаевна МБДОУ ЦРР  д/с №86 «Колокольчик» ГО «город Якутск».

В ходе обсуждения на форумах трека педагоги пришли к выводу, что понимание роли и места родного языка, родной литературы требует специфических знаний, методических умений, технологических навыков, что, в свою очередь, требует соответствующей подготовки педагогов, вооружения их необходимыми профессиональными компетенциями.

Поднят вопрос о необходимости подключения частных детских садов к данному направлению работы, так как общение детей и взрослых в них, в основном, ведется на русском языке. В итоге у детей могут быть, в какой-то степени, проблемы в адаптации, в социализации.

От имени 5 трека выступили Колмогорова Татьяна Вячеславовна МБДОУ ЦРР  д/с №7 «Остров сокровищ», заместитель заведующего по ОВР, Гончарова Елена Юрьевна, МБДОУ д/с №27 «Кораблик»,  и.о. заведующего,  Саввинова Саргылана Ивановна, заведующая МБДОУ д/с №96 «Брусничка» ГО «город Якутск».

По окончании отчётов по трекам состоялась рефлексия, на которой приняли участие Гризик Татьяна Ивановна, к.п.н., главный редактор научно-методического журнала «Дошкольное воспитание», член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета образования Государственной Думы РФ, Содномов Сономбал Цыденович, д.п.н, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, профессор, Ортонова Цымжит Базаржаповна, старший преподаватель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края». 

В завершении Н.И.Бугаев, 1-й заместитель директора ИРОиПК, к.филол.н., модератор НПК,  отметил: «На семинаре Марины Семеновны Аромштам, к.п.н., главного редактора журнала «Дошкольное воспитание» и сайта «Папмамбук», прозвучала идея в начале следующего учебного года  провести еще одну  дистанционную встречу под названием «Чтение в двуязычной среде». Предварительно хотелось бы, чтобы все форумы по всем трекам активно работали. До октября-ноября, когда мы будем проводить следующую дистанционную встречу этого формата, она должна называться не конференцией. Будем готовить итоговый документ. Это будет книга «Родной язык — дыхание души ребенка», состоящая из 4-х глав с названиями треков конференции. После этого хотелось бы провести форсайт-сессию».

Свое выступление Николай Иннокентьевич закончил словами финского педагога Яркко Хаутамяки «Успешные ученики бывают только у счастливых учителей».

                  Кафедра дошкольного образования