Очень важны тьюторские компетенции в образовании

Индивидуализация и тьюторство актуальны в любой сфере, в первую очередь, в  образовании.   Сопровождение индивидуальных образовательных программ и маршрутов необходимы в предметном обучении, в работе с одаренными детьми, в профессиональном развитии  учителя. Очень часто возникает необходимость индивидуализации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.  О способах решения этих задач мы можем узнать, а также научиться важным тьюторским компетенциям на курсах профессиональной переподготовки «Тьютор в образовании». Эти курсы проводит Институт развития образования и повышения квалификации. 

С 11 по 25 октября прошла первая сессия третьего набора по данной программе. Курсы собрали восемнадцать слушателей, представителей разных профессий. Среди  нас были и педагоги, и воспитатели, и экономисты, и логопеды, и, конечно же, тьюторы. Все мы собрались в  институте с разных концов республики.

Многие из нас не понимали сути тьюторства: должностные обязанности тьютора, что он должен знать и уметь, какую документацию ведет, как его работа оплачивается и, вообще, кто может работать тьютором.

В течение недели у нас было много новых лекций и практикумов, интересных знакомств и событий. Мы осваивали разные темы, например, философию и методологию индивидуализации, особенности индивидуализации на разных ступенях образования и в дополнительном образовании. Особый интерес у большинства слушателей вызвали занятия, посвященные индивидуализации в инклюзивном образовании. Как оказалось, почти у большинства из нас, в жизни часто приходится иметь дело с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Главное условие организации индивидуализации —  это создание открытой благоприятной образовательной среды. Учащемуся, то есть тьюторанту, должно быть в данной среде комфортно.  Мы увидели это на занятиях, которые пришлось посетить. Незабываемым был опыт посещения мастер-классов в Саха-политехническом лицее и в детском саду «Светлячок».

Увидели интересный урок химии с уникальной методикой в 8 классе.

На уроке же атмосфера была очень дружественной и комфортной. Ученики были настолько открыты и активно участвовали в разговоре с учителем, что можно подумать: они знакомы уже много лет.  Детский сад произвел на нас большое впечатление: добрый отзывчивый коллектив. Видно, что это энтузиасты своего дела. Занятия и тренинги воспитателей, психолога и всех педагогов детского сада прошли для нас с большой практической пользой.

В последний день сессии к нам пришли тьюторы СОШ № 35 г. Якутска. Они, оказывается, тоже прошли переподготовку «Тьютор в образовании» в ИРОиПК. Коллеги рассказали о ведении документации тьюторов,  поделились своим опытом, ответили на актуальные для нас вопросы.  

Курсы оправдали наши ожидания, дали старт для новых открытий. Все  признаются, что было интересно.  Наша коллега, которая пришла в группу из сферы экономики, призналась, что пыталась «зацепиться», проявиться и полюбить деятельность тьютора. Мы тоже полностью с ней согласны. С нетерпением ожидаем вторую сессию, чтобы продолжить обучение!

Зинаида Румянцева,

учитель русского языка и литературы СОШ №20 г. Якутска

]]>