Корр.: — Нюргуяна Сергеевна, Антонина Иннокентьевна, в начале нашей короткой беседы, пожалуйста, представьтесь для наших читателей. Н.Б. – Я, Нюргуяна Сергеевна Буслаева, главный специалист отдела экологического просвещения и информации Министерства охраны природы РС (Я). Целью экологического образования и просвещения является формирование экологической культуры в обществе. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 1157 от 10 августа 2012 года — 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды Российской Федерации. В настоящее время в республике создана правовая основа экологического образования и просвещения, которая включает в себя: В улусах и районах республики госинспекторами охраны природы ведется систематическая работа с населением через учреждения: образования, культуры, экологическими центрами, особо охраняемыми территориями, предприятиями, общественными организациями, СМИ и т. д. И отрадно отметить, что в Вашем улусе эколого-просветительская и природоохранная практическая работа ведется на должном уровне. Посетили Эльгетский детский сад, который удивил живыми уголками, детской площадкой, имеющей экологические тропы с животными и птицами, изготовленные силами педагогов и родителей. Ведь именно с детского возраста начинается воспитание бережного отношения к природе. Эта экошкола, посвященная Году охраны окружающей среды, не только научно-исследовательская экспедиция, но и путешествие в местность Кисиляхских гор, в мир, где нет случайных людей – только вы и заповедная природа. Главной целью экспедиции является ознакомление ребят и их наставников с уникальным уголком якутской природы на территории Верхоянского улуса, узнать особенности северной природы, культуры и быта, проведение исследований и наблюдений за природой, а также формирование экологической культуры через исследовательскую и практическую деятельность. Мы изучали природу и мир вокруг нас так, что это становилось интересным даже тем, кто никогда не интересовался ботаникой, гидробиологией, орнитологией, выживанием в природе, пешими походами, традициями и историей Верхоянского улуса. Я думаю, по итогам экспедиции появятся новые интересные проекты научно-исследовательских работ учащихся и педагогов, которые узнали много интересного и полезного. Со мной в этой экспедиции работала Антонина Иннокентьевна Новгородова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования Института развития образования и повышения квалификации РС (Я). В самом начале нашей работы мы провели установочные лекции о системе непрерывного экологического образования, об особо охраняемых природных территориях республики и датах экологического календаря, проводимых в рамках Республиканской экологической акции «Природа и мы». А дальше, по работам по исследованию животного и растительного мира Верхоянья, священных гор Кисилях, расскажет сама Антонина Иннокентьевна. А.Н. — В нашей экспедиции, вместе с нами работали 14 детей из Борулахской, Эльгетской, Суордахской и Батагайской школ совместно с учителями. Дети, участвовавшие в нашей экспедиции, каждый нашел свою тему научно-исследовательской работы по изучению флоры, фауны, окружающей среды Верхоянских хребтов, а именно местности «Кисилях». По моему мнению, ребята были очень заинтересованы исследовательской работой, а новое оборудование, последнее слово техники, привезённое нами, сильно заинтересовало их. Так, каждый ребенок работал на 3Д микроскопе и провел химический анализ проб воды. Корр. – Антонина Иннокентьевна, как Вам вода Кисиляхских гор и каковы впечатления, итоги? А.И. Новгородова. – Воды Кисиляхских гор на вкус очень приятные с мягким привкусом, это подземные воды с минусовой температурой, которые выходят с большим напором, омывая горные скалы, поэтому в своем составе имеют минеральные полезные вещества. Мы не кипятили воду, без боязни пили его, я думаю, она лечебная. Дети провели забор воды для химических анализов и провели исследование, по химическому составу подтвердили чистоту воды, она оказалась почти как дистиллированная вода. Изучение химического состава воды именно в таких суровых условиях северного района горы Кисилях с использованием полевой лаборатории «Крисмас» особенно понравилась для учителей и учащихся. Мы, совместно с учителями и учащимися увидели памятник природы «Горы Кисилях», изучили растения, мхи, лишайники Кисиляхских гор. К нашей большой радости в этой местности, обнаружили около 30 видов лишайников, что говорит об экологической чистоте воздуха Кисиляхских гор, ведь мы знаем, что лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Простыми словами — если найдешь лишайник, там чистый воздух. А в этой местности их 41 видов! И ученики с увлечением исследовали лишайник. Эту возможность им дал 3Д микроскоп. Определение лишайников провели с неопубликованным определителем преподавателя ЯГУ, лихенолога Юлии Вениаминовны Рыковой, которая много лет занималась лишайниками Якутии. Определитель Юлия Вениаминовна подарила мне лично для работы с учителями республики, так как моя мама Мария Никифоровна Новгородова – учитель химии и биологии была однокурсницей Юлии Вениаминовны. Так же мы занимались изучением насекомых Кисиляхских гор от комаров до ос. Все дети каждый раз открывали, что-то новое для себя. Наверное, сейчас учителя и учащиеся уже работают над своими проектами. Предстоит еще послеэкспедиционная работа по обработке привезенных материалов и по оформлению рефератов, презентаций, докладов по своим темам для защиты на научных конференциях «Шаг в будущее» и других конференциях и чтениях. Некоторые из них каждый наш шаг, каждое мгновение успевали снимать на фотоаппарат и выбрали для себя работу создать слайд-шоу об экспедиции и видеофильм «Кисилях глазами детей». Вообще высотный пояс гор Кисиляха – территория с выраженным природно-климатическим своеобразием и она очень интересна для исследований учителей, учащихся и ученых, которые на материале данной местности защитили не одну диссертацию. Но наша работа была направлена на развитие навыков исследовательской работы и учителей и учащихся. Учителя получили удостоверение повышения квалификации по теме: «Интерактивные методы в эколого-исследовательском воспитании в условиях нового стандарта». Данный курс направлен на практическое внедрение нового стандарта, на формирование универсальных учебных действий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование экологической культуры учащихся и учителей, приобретение знаний и методик исследовательских работ доступных для учащихся, с целью развития интереса у учащихся к таким предметам как биология, экология и химия. Учителя усвоили методику управления детьми разного возраста в полевых условиях, новый опыт в работе в походных условиях, новые методики и способы преподавания. Ученики получили сертификат ИРО и ПК об участии в Летней экологической школе-экспедиции за плодотворную работу по своим исследовательским темам. Управление образования Верхоянского района пригласила и на следующий год на продолжение начатой работы и я приглашаю учителей республики в Верхоянский улус. Обязательное условие со своим учеником, то есть с учеником своей школы. Данный проект «Экошкола учителей и учащихся» начала в прошлом году в Нюрбинском улусе, этим летом она проведена второй раз. А вообще курсы экспедиции для учителей и учащихся провожу каждое лето, более чем десять лет по одной или два за одно лето. Первый курс-экспедиция провела в Сунтарском улусе по меторождениям (цеолита, каменной соли, по местам, где нашли первый алмаз), палеонтологическим местам, по музеям (эти музеи созданы энтузиастами – учителями биологии, географии Бессоновым, Андреевым, Конабуловой. И каждый раз всё больше убеждаюсь красоте и неповторимости, уникальности природы Якутии. Каждый улус по своему красив, интересен. Природа Южной Якутии, например Олекминского района, совсем не похожа на природу Северных улусов. А Верхоянье покоряет я думаю всех, тем, что он является полюсом холода, и тем, что имеет такие величественные, наполненные своеобразной энергетикой горы Кисилях, которые мне посчастливилось увидеть, спасибо за это всем. А.П. Юмшанова – директор МБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» МО «Верхоянский район». Летняя экологическая школа – экспедиция на гору Кисилях при сопровождении и руководстве со стороны ИРОиПК, совместно с Министерством охраны природы впервые реализовала проект в условиях Верхоянского района. Новизна: апробирование методов интерактивных методологий в полевых условиях. Совместная научно-исследовательская деятельность в социуме по принципу «Ученик-учитель-научный руководитель-госинспектор». Направление дисциплин: экология, гидрохимия, ботаника, биология. Экспедиция достигла намеченных целей и выполнила поставленные задачи успешно в срок. По итогам работы экспедиции результаты налицо:
- дети довольны очень, мотивированы к дальнейшей совместной работе;
- для каждого учащегося определены конкретные темы по исследовательской работе; в) учителя прошли практический курс по внедрению ФГОС;
- форма организации экспедиции – летней школы очень актуальная для внедрения ФГОС и эффективная для повышения качества образования в области экологического просвещения;
- у школьников несомненно повышается интерес к познанию родного края и формирования экологического мышления и культуры.






Иннокентий КЫСЫЛБАИКОВ
]]>