Экошкола-экспедиция учителей и учащихся ИРО и ПК, Минприроды РС (Я) «Полюс Холода – Верхоянье – «Элгэс-Кисилях»», в рамках Года охраны окружающей среды в Российской Федерации

Корр.: — Нюргуяна Сергеевна, Антонина Иннокентьевна, в начале нашей короткой беседы, пожалуйста, представьтесь для наших читателей. Н.Б. – Я, Нюргуяна Сергеевна Буслаева, главный специалист отдела экологического просвещения и информации Министерства охраны природы РС (Я). Целью экологического образования и просвещения является формирование экологической культуры в обществе. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 1157 от 10 августа 2012 года — 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды Российской Федерации. В настоящее время в республике создана правовая основа экологического образования и просвещения, которая включает в себя: В улусах и районах республики госинспекторами охраны природы ведется систематическая работа с населением через учреждения: образования, культуры, экологическими центрами, особо охраняемыми территориями, предприятиями, общественными организациями, СМИ и т. д. И отрадно отметить, что в Вашем улусе эколого-просветительская и природоохранная практическая работа ведется на должном уровне. Посетили Эльгетский детский сад, который удивил живыми уголками, детской площадкой, имеющей экологические тропы с животными и птицами, изготовленные силами педагогов и родителей. Ведь именно с детского возраста начинается воспитание бережного отношения к природе. Эта экошкола, посвященная Году охраны окружающей среды, не только научно-исследовательская экспедиция, но и путешествие в местность Кисиляхских гор, в мир, где нет случайных людей – только вы и заповедная природа. Главной целью экспедиции является ознакомление ребят и их наставников с уникальным уголком якутской природы на территории Верхоянского улуса, узнать особенности северной природы, культуры и быта, проведение исследований и наблюдений за природой, а также формирование экологической культуры через исследовательскую и практическую деятельность. Мы изучали природу и мир вокруг нас так, что это становилось интересным даже тем, кто никогда не интересовался ботаникой, гидробиологией, орнитологией, выживанием в природе, пешими походами, традициями и историей Верхоянского улуса. Я думаю, по итогам экспедиции появятся новые интересные проекты научно-исследовательских работ учащихся и педагогов, которые узнали много интересного и полезного. Со мной в этой экспедиции работала Антонина Иннокентьевна Новгородова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования Института развития образования и повышения квалификации РС (Я). В самом начале нашей работы мы провели установочные лекции о системе непрерывного экологического образования, об особо охраняемых природных территориях республики и датах экологического календаря, проводимых в рамках Республиканской экологической акции «Природа и мы». А дальше, по работам по исследованию животного и растительного мира Верхоянья, священных гор Кисилях, расскажет сама Антонина Иннокентьевна. А.Н. — В нашей экспедиции, вместе с нами работали 14 детей из Борулахской, Эльгетской, Суордахской и Батагайской школ совместно с учителями. Дети, участвовавшие в нашей экспедиции, каждый нашел свою тему научно-исследовательской работы по изучению флоры, фауны, окружающей среды Верхоянских хребтов, а именно местности «Кисилях». По моему мнению, ребята были очень заинтересованы исследовательской работой, а новое оборудование, последнее слово техники, привезённое нами, сильно заинтересовало их. Так, каждый ребенок работал на 3Д микроскопе и провел химический анализ проб воды. Корр. – Антонина Иннокентьевна, как Вам вода Кисиляхских гор и каковы впечатления, итоги? А.И. Новгородова. – Воды Кисиляхских гор на вкус очень приятные с мягким привкусом, это подземные воды с минусовой температурой, которые выходят с большим напором, омывая горные скалы, поэтому в своем составе имеют минеральные полезные вещества. Мы не кипятили воду, без боязни пили его, я думаю, она лечебная. Дети провели забор воды для химических анализов и провели исследование, по химическому составу подтвердили чистоту воды, она оказалась почти как дистиллированная вода. Изучение химического состава воды именно в таких суровых условиях северного района горы Кисилях с использованием полевой лаборатории «Крисмас» особенно понравилась для учителей и учащихся. Мы, совместно с учителями и учащимися увидели памятник природы «Горы Кисилях», изучили растения, мхи, лишайники Кисиляхских гор. К нашей большой радости в этой местности, обнаружили около 30 видов лишайников, что говорит об экологической чистоте воздуха Кисиляхских гор, ведь мы знаем, что лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Простыми словами — если найдешь лишайник, там чистый воздух. А в этой местности их 41 видов! И ученики с увлечением исследовали лишайник. Эту возможность им дал 3Д микроскоп. Определение лишайников провели с неопубликованным определителем преподавателя ЯГУ, лихенолога Юлии Вениаминовны Рыковой, которая много лет занималась лишайниками Якутии. Определитель Юлия Вениаминовна подарила мне лично для работы с учителями республики, так как моя мама Мария Никифоровна Новгородова – учитель химии и биологии была однокурсницей Юлии Вениаминовны. Так же мы занимались изучением насекомых Кисиляхских гор от комаров до ос. Все дети каждый раз открывали, что-то новое для себя. Наверное, сейчас учителя и учащиеся уже работают над своими проектами. Предстоит еще послеэкспедиционная работа по обработке привезенных материалов и по оформлению рефератов, презентаций, докладов по своим темам для защиты на научных конференциях «Шаг в будущее» и других конференциях и чтениях. Некоторые из них каждый наш шаг, каждое мгновение успевали снимать на фотоаппарат и выбрали для себя работу создать слайд-шоу об экспедиции и видеофильм «Кисилях глазами детей». Вообще высотный пояс гор Кисиляха – территория с выраженным природно-климатическим своеобразием и она очень интересна для исследований учителей, учащихся и ученых, которые на материале данной местности защитили не одну диссертацию. Но наша работа была направлена на развитие навыков исследовательской работы и учителей и учащихся. Учителя получили удостоверение повышения квалификации по теме: «Интерактивные методы в эколого-исследовательском воспитании в условиях нового стандарта». Данный курс направлен на практическое внедрение нового стандарта, на формирование универсальных учебных действий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование экологической культуры учащихся и учителей, приобретение знаний и методик исследовательских работ доступных для учащихся, с целью развития интереса у учащихся к таким предметам как биология, экология и химия. Учителя усвоили методику управления детьми разного возраста в полевых условиях, новый опыт в работе в походных условиях, новые методики и способы преподавания. Ученики получили сертификат ИРО и ПК об участии в Летней экологической школе-экспедиции за плодотворную работу по своим исследовательским темам. Управление образования Верхоянского района пригласила и на следующий год на продолжение начатой работы и я приглашаю учителей республики в Верхоянский улус. Обязательное условие со своим учеником, то есть с учеником своей школы. Данный проект «Экошкола учителей и учащихся» начала в прошлом году в Нюрбинском улусе, этим летом она проведена второй раз. А вообще курсы экспедиции для учителей и учащихся провожу каждое лето, более чем десять лет по одной или два за одно лето. Первый курс-экспедиция провела в Сунтарском улусе по меторождениям (цеолита, каменной соли, по местам, где нашли первый алмаз), палеонтологическим местам, по музеям (эти музеи созданы энтузиастами – учителями биологии, географии Бессоновым, Андреевым, Конабуловой. И каждый раз всё больше убеждаюсь красоте и неповторимости, уникальности природы Якутии. Каждый улус по своему красив, интересен. Природа Южной Якутии, например Олекминского района, совсем не похожа на природу Северных улусов. А Верхоянье покоряет я думаю всех, тем, что он является полюсом холода, и тем, что имеет такие величественные, наполненные своеобразной энергетикой горы Кисилях, которые мне посчастливилось увидеть, спасибо за это всем. А.П. Юмшанова – директор МБОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» МО «Верхоянский район». Летняя экологическая школа – экспедиция на гору Кисилях при сопровождении и руководстве со стороны ИРОиПК, совместно с Министерством охраны природы впервые реализовала проект в условиях Верхоянского района. Новизна: апробирование методов интерактивных методологий в полевых условиях. Совместная научно-исследовательская деятельность в социуме по принципу «Ученик-учитель-научный руководитель-госинспектор». Направление дисциплин: экология, гидрохимия, ботаника, биология. Экспедиция достигла намеченных целей и выполнила поставленные задачи успешно в срок. По итогам работы экспедиции результаты налицо:

  • дети довольны очень, мотивированы к дальнейшей совместной работе;
  • для каждого учащегося определены конкретные темы по исследовательской работе; в) учителя прошли практический курс по внедрению ФГОС;
  • форма организации экспедиции – летней школы очень актуальная для внедрения ФГОС и эффективная для повышения качества образования в области экологического просвещения;
  • у школьников несомненно повышается интерес к познанию родного края и формирования экологического мышления и культуры.
Анджела Юмшанова – ученица 7 класса Борулахской СОШ. Я впервый раз увидела эти великолепные горы Кисилях. Этим священным местом гордится весь наш Верхоянск. Горы Кисилях дают людям энергию, священную силу и ещё никогда не забываемые впечатления, забавные истории, интересные приключения. Эти камни очень разнообразны и имеют свои значения переданные нашими предками. Чириков Сеня – ученик 5 класса Борулахской СОШ, самый маленький участник. Я узнал, что у пчелы-самки есть корзинка, в которой она набирает нектар. И что Кисиляхские горы имеют камни здоровья, богатства, счастья, любви, ума. С наслаждением пил чистую экологическую воду, которую мы проверили с помощью лаборатории. Узнал, что лишайники очистители чистоты воздуха и воды. Слепцов Ян – ученик 10 класса. Я обрёл новых друзей и преподавателей. Слепцова Диана – ученица 9 класса. Я надеюсь, что еще буду посещать эти удивительные горы. С.Т. Сергеев – старший госинспектор Верхоянской инспекции охраны природы. Я думаю это перспективное направление, которую надо развивать во всех улусах Республики Саха (Якутия). Н.С. Буслаева – Мы благодарим директора АОУ РС (Я) ДПО «Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II» Галину Ивановну Алексееву, которая постоянно поддерживает экологическую работу учителей республики и проводятся такие интересные курсы, за постоянную совместную работу с Министерством охраны природы РС (Я). А также благодарим директора ЦДЮТиЭ А.П. Юмшанову, педагога станции юных туристов и экологов С.Н. Седалищеву, главу МО «Эльгетский наслег» В.П. Слепцова, старшего госинспектора улусной инспекции охраны природы С.Т. Сергеева учителей В.П. Слепцову, М.Е. Новгородову (Борулах), Л.П. Стручкову (Суордах), заведующую детским садом Л.И. Малькову (Эльгетск), эколога-энтузиаста А.С. Слепцову (Батагай) за оказанную посильную помощь в организации нашей экспедиции. Антонина Иннокентьевна, Нюргуяна Сергеевна, благодарю Вас за интересную беседу, желаю Вам дальнейших успехов в работе, благополучия в личной жизни и надеюсь, что еще не раз увидимся на Верхоянской земле.             

Иннокентий КЫСЫЛБАИКОВ

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.