Проблемный организационно-деятельностный семинар

Директор ИРОиПК Алексеева Г.И. на открытии данного семинара подчеркнула, что выбор ИПОП «Эврика» на проведение столь важного семинара в нашей республике пал не случайно, так как  наш институт постоянно активно включается и продуктивно работает по модернизации системы российского образования. Важно отметить, что тема семинара по модели итоговой аттестации учащихся 9 и 11 класса интересует и волнует всех: и учителей, и родителей, и руководителей, и общество в целом. Бугаев Н.И., первый заместитель директора ИРОиПК, выступил с сообщением «Современное представление о модели итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов», который рассматривается им через призму своего личностного  взгляда.  В начале своего сообщения Николай Иннокентьевич подчеркнул следующее: беда российской школы в том, что в один день принимаем детей в школу, в один же день всем выдаем аттестации об окончании школы. Новый ФГОС позволит (очень надеемся на это), хотя бы через 10 лет увидеть реальную картину: к чему мы пришли? Вкратце акцентируя внимание на основные моменты темы первого семинара, отметил, что модель «Эврики»  пройдет лучше в малых школах и на вопрос Селюкова Р.В., первого заместителя директора ИПОП «Эврика», сразу предложил рассмотреть уже разработанную модель по малым школам  и включить его как конкурсный материал. Далее, подчеркнул, что проектная деятельность – важная, сложная для любого автора, потому как проект должен стать ситуацией для рефлексии, что не всем удается сразу.  Далее ознакомил с основными положениями разработанной модели итоговой аттестации в республике Саха (Якутия), с которым нам в будущем предстоит еще «встретиться». Роман Викторович Селюков после выступления Николая Иннокентьевича подчеркнул, что впервые встретил осмысленный взгляд на итоговую аттестацию. Также отметил, что не надо пытаться встраиваться в универсальную форму, данную сверху, а следует выращивать, продвигать пошагово свое. Путь этот, безусловно, длинный, но продуктивный и будет только поддерживаться «Эврикой». Бацын Владимир Константинович, начальник отдела региональной образовательной политики ИПОП «Эврика», выступил с интересным сообщением «Управление развитием СОКО, ориентированной на современные результаты образования».         Мир взрослых, а это – мы с вами, и мир, в котором будут жить дети, который нужен им, представляет картину разрыва между мирами, мы не чувствуем, что входим в новую информационную цивилизацию. Лектор   ярко и вполне убедительно, можно даже сказать – своевременно и современно – привел ситуативную историю о маленькой девочке, которая, внимательно выслушав сказку об известной всем репке до строк о последней участнице – мышке, быстренько соориентировалась и, как «дитя» современной компьютерной технологии, подбежала и схватила компьютерную мышку. Такова реальная картина:  дети далеки от реальной картины жизни, но зато они в «вакууме информационной цивилизации», в котором быстро ориентируются. Сегодня в школе мы должны помочь ребенку  найти в самом себе себя, точки приложения своих возможностей. Приходит ребенок в школу. Чего он ждет? Никто не знает. Будет прекрасно, если к 14 годам скажет «Я знаю самого себя», «Я знаю приложения своих возможностей».  Чтобы добиться этого, нужно создать условия, научить ребенка жить в пространстве свободы, чего никогда не было в российской школе. Учить детей обретать себя, найти себя. Помнить, что ни  образовательный предмет, ни мероприятие, на каком бы высоком уровне оно не проводилось, не поможет найти самого себя. Владимир Константинович, сравнив целевые установки старой школы и новой, подчеркнул следующее:

  1. взамен культуры простого усвоения материала приходит культура поиска, дискуссии, обновления – привести к обсуждению материала, дать возможность ребенку самому определить: что по его суждению правильно, что он принимает, а что не воспринимает;
  2. постепенно жесткие рамки формальной системы образования сегодня размываются под влиянием ИКТ, Интернета, частных ОУ и т.д.;
  3. сегодня учитель теряет монополию на оценку результатов ученика, п.ч. мы должны предстать в глазах учеников не конкретно учителями-предметниками, а педагогами, просто интересными и живыми людьми, носителями собственного опыта, способными обсуждать наравне с детьми возникшие проблемы;
  4. необходимо получение образования в течение всей жизни – научить детей учиться и самим учиться, ибо образование – вечно незавершенное;
  5. ядром карьеры становится образование, а не накопленный годами авторитет и жизненный опыт – для чего необходима экспертная позиция.
Казалось бы, речь идет об актуальной проблеме современного образования, причем  тут картина И.Репина о Пушкине-лицеисте, когда юный поэт впервые почувствовал себя поистине победителем, испытал прекрасное чувство гордости за свой успех! Данная картина, по утверждению лектора – образовательное событие. Каждая школа построена на последующих образовательных событиях, когда любой ученик получает возможность по-новому взглянуть на самого себя, почувствовать себя победителем, пережить состояние триумфатора, преодолеть себя, а для этого, без сомнения, нужно создать условия. Всем известна до боли знакомая картина «у доски», когда каждый ученик превращался в «улитку», прячась за спиной одноклассников: лищь бы меня не вызвали к доске. Ответ у доски для многих учеников  – это «пытка», минута проявления страха (особенно, когда материал урока чуть-чуть «подзабыт»; когда не знаешь, куда девать руки-ноги; когда не так одет-обут) – куда там.. до чувства победителя. Владимир Константинович поставил интересный вопрос: являемся ли мы сами субъектами образования? являются ли ученики субъектами образования? И тут же заявил: мы не являемся ими, п.ч. мы работаем по осуществлению, по реализации каких-то и чьих-то программ, проектов. Субъектами собственной деятельности мы становимся в том случае, когда мы сами решаем: что и зачем делать? Ученики также не являются субъектами образования, т.к. мы заставляем работать по цели, которая им определенно не нужна, да и нам она не нужна. Опять возникает вопрос: что делать? где  пути выхода?  

Пресс-центр

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.