68 работников образования Республики Хакасия прошли стажировку по двум направлениям:
- «Моделирование образовательных систем на основе социокультурного подхода» для педагогов общего образования
- «Развитие вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования» для работников ДО.
По первому направлению в работе учавствовала 38 педагогов:
В первый день,
11 ноября, Бугаев Н.И., I зам. директора ИРоиПК, кандидат филологических наук, представил курсантам якутскую делегацию, ознакомил с рабочей программой стажировки. Затем состоялось совместное проектирование содержания работы на завтрашний день.
12 ноября – Бугаевым Н.И. представлен опыт инновационной работы, в котором была отражена вариативная модель реализации социокультурной модернизации на уровне региона. Курсанты приняли активное участие в обсуждении инструментария анализа социокультурной ситуации.
Охотиной К.М., зав. кафедрой педагогического сопровождения инновации и Степановой А.В., специалистом кафедры мониторинговых исследований курсантам был предложен инструментарий анализа социокультурной ситуации, выявляющий социокуль турные проблемы, ценностные ориентации и степень влияния различных социальных сред на формирование личности обучающихся в местном социуме.
13 ноября – Саввин А.П., директор Черкехской СОШ, раскрыл содержание реализации социокультурного подхода к образованию на муниципальном уровне. Саввиным А.П., Охотиной К.М. организована проектная деятельность курсантов по конструированию и обсуждению приоритетных проблем Хакасии.
14 ноября – Андросова Л.Н., зам. директора по научно-методической работе Майинской СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса представила инновационный опыт ОУ на тему «Индивидуализация образования на основе социокультурного подхода». Также в контексте данной темы провела мастер – классы, раскрывающие содержание технологии индивидуальной проектной деятельности, индивидуальных образовательных программ учащихся, гуманитарной экспертизы. Стажеры разработали собственные варианты уроков по технологии индивидуальной проектной деятельности; индивидуальных образовательных программ; провели гуманитарную экспертизу программы развития ОУ.
15 ноября – Курсантами обсуждены вариативные модели инновационной практики ОУ (Хара-Алданская СОШ, Харыялахская СОШ и др.) по внедрению социокультурного подхода в Республике Саха (Якутия).
16 ноября – Охотиной К.М. озвучены результаты анкетирования курсантов по выявлению социокультурной ситуации в Хакасии.
Основные выводы по анкетированию:
- Наибольшую тревогу у респондентов вызывают местные социальные проблемы (низкий доход населения, здоровье, отсутствие работы, пьянство, равнодушие людей друг к другу), которые являются негативным социокультурным фоном воспитания ребенка, прямо или косвенно влияют на формирование личности обучающихся.
- Респонденты как приоритетные проблемы школы подчеркивают такие объективные проблемы как слабая материальная база школы (на 1 месте), отсутствие дополнительного дохода у школы (2 место). Вызывает тревогу показатель «конфликтные отношения между детьми» занявший по степени выраженности 3 место.
- Наблюдается противоречие в оценке респондентами некоторых показателей. Так, с одной стороны, отрицается криминальность обстановки в социуме, и, с другой стороны, пьянство отмечается как приоритетная проблема.
- Высоко значимыми ценностями у респондентов являются: счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, интересная творческая работа.
- В реальности школа не в полной мере выполняет свою воспитательную функцию, т.е. школа, скорее всего, нацелена на обучение детей, а не на воспитание; Школа не в полной мере использует воспитательные возможности социума.
17 ноября – состоялось обсуждение курсантами итогов анкетирования. Рефлексия.
По второму направлению на курсы пришли 30 человек. В основном руководители детских садов и предшкол, заместители директоров по воспитательной работе, старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования и воспитатели. Предложенный материал очень заинтересовал слушателей курсов, они активно включились в работу, с энтузиазмом участвовали в мастер – классах, тренингах и играх. Задавали дополнительные вопросы: создание гувернерской и патронатной службы, оказание платных услуг, реализация и внедрение федеральных государственных требований, работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Проявили интерес к народному эпосу «Олонхо», национальным играм. Во время рефлексии, в заключении, как предложение прозвучало увеличить длительность курсов.
1 день.
Модернизация муниципальной системы дошкольного образования: приоритеты государственной политики Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа.
Михалева Ольга Иннокентьевна, к.п.н. руководитель Центра анализа, мониторинга и экспертизы
«Этно – педагогические методы и средства, как фактор развития личностного потенциала педагога» МБДОУ ЦРР-д.с. «Кэскил», с. Чурапча, Шарина Анна Афанасьевна, старший воспитатель
2 день.
Инновационная деятельность в сельском ДОУ (опыт экспериментальной работы МБДОУ ЦРР-д/с им. Д.Г. Готовцевой с.Сатагай Амгинского улуса РС (Я).
ФГТ: реализация в условиях сельского ДОУ, модели ОП. Ильина Анна Васильевна, старший воспитатель
Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие обеспечения качества дошкольного образования: оздоровительно-физкультурная работа с детьми, новые формы работы.
МБДОУ ЦРР-д.с., с. Нюрбачан, Сидоров Степан Гаврильевич.
Использование Саха – национальных настольных игр, как разностороннее развитие ребенка. Мастер – класс.
Ильина Анна Васильевна, старший воспитатель, Сидоров Степан Гаврильевич.
3 день.
ООП в ДОУ, в соответствии ФГТ: вариативность ОП МБДОУ ЦРР-д.с. «Бисик», с. Антоновка.
Ильинова Тамара Леонидовна, старший воспитатель.
Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования.
Михалева Ольга Иннокентьевна, к.п.н. руководитель Центра анализа, мониторинга и экспертизы
4 день.
Разработка модели модернизации МСДО.
Михалева Ольга Иннокентьевна, к.п.н. руководитель Центра анализа, мониторинга и экспертизы.
Инклюзивное образование в ДОУ. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Личностно — ориентированная модель общения взрослого с ребенком, система психолого-педагогической диагностики детей.
МБДОУ ЦРР – Д\с №11 «Подснежник» г. Якутск, Тарасова Наталья Васильевна
Мониторинг качества ДО:
региональный опыт работы Михалева Ольга Иннокентьевна
Ректор Хакасского ИРОиПК Светлана Тихоновна Дмитриева выразила благодарность якутским педагогам за отличную работу на курсах.]]>