Муниципальная методическая служба: смена парадигмы

«Муниципальная методическая служба: смена парадигмы» — так была названа одна из площадок Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II на  XX Педагогической ярмарке «Сельская школа. Образовательная марка». В программе работы площадки  в течение 3 дней  были обозначены стендовая защита инновационных образовательных программ, конкурс «Лучший учитель-методист», панельная дискуссия «Муниципальные методические службы. Новые форматы. Новые возможности», акселерация идей по итогам дискуссионных площадок, стендовой защиты инновационных программ — командное планирование по двум направлениям: выстраивание модели муниципальной методической службы, отвечающей современным требованиям и разработка проекта плана совместной работы по методическом сопровождению педагогических работников.

На стендовой защите экспертами были рассмотрены 10 проектов институционального и муниципального уровня из Анабарского, Верхневилюйского, Горного, Мегино-Кангаласского, Намского, Таттинского, Чурапчинского улусов. Тематика проектов в основном касалась реализации и разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) педагога, (в основном молодых педагогов), взаимодействия с региональным методистом и взаимообучения педагогов, испытывающих затруднения, структуры и практики деятельности муниципальных методических служб, современных форматов профессиональных конкурсов, ориентированных на формирование индивидуальных профессиональных компетенций, методического обеспечения процессов обучения и воспитания (игры на формирование ФГ). Лучшим признан проект Сидоровой Анастасии Семеновны, методиста Горного УО, «Региональный методический актив». Проект отмечен грантом ООО «СберОбразование», получил сертификат республиканской инновационной площадки.

Конкурс «Лучший учитель-методист» состоял из 3 этапов: «Моя модель сопровождения ИОМ педагога», «ИОМ педагога»  (выстраивание индивидуального образовательного маршрута  педагога на основе результатов диагностики его профессиональных компетенций), «Диалог с коллегами» (организация общения между коллегами на актуальную тему по  методическому сопровождению ИОМ педагога). В конкурсе приняли участие 11 учителей из Верхневилюйского, Горного, Мегино-Кангаласского, Намского, Таттинского, Сунтарского, Чурапчинского, Эвено-Бытантайского улусов и г.Якутска. При выстраивании ИОМ нашим конкурсантам было сложно отойти от массовой практики оказания методической помощи к адресному сопровождению конкретного педагога, ориентированного на восполнение его выявленных дефицитов. Экспертов и слушателей площадки заинтересовали не только само содержание диагностических работ, но и краткое представление выполненных работ – ИОМ, основанных на индивидуальной оценке работ учителей. Интересно было наблюдать, как конкурсанты «вплетались» в панельную дискуссию, вступали в диалог с коллегами, выступая в качестве спикеров дискуссии. По итогам трех этапов 1 место в конкурсе «Лучший учитель-методист» заняла Сидорова Матрена Семеновна, учитель химии Намской СОШ №2,  2 место было присуждено двум учителям —   Константиновой Инге Саввичне, учителю начальных классов Бердигестяхской СОШ им.С.П.Данилова, и Петровой Мидене Гаврильевне, учителю якутского языка и литературы Майинского лицея; 3 место заняла Прокопьева Антонина Антоновна, методист Сунтарской СОШ №1. Их опыт и практика методического сопровождения реализации ИОМ педагога выявлены как наиболее эффективные и действенные.

В панельной дискуссии «Муниципальные методические службы. Новые форматы. Новые возможности» приняли участие 29 человек. Спикерами дискуссии, кроме конкурсантов, были также педагоги, представившие проекты на площадке, и эксперты площадки: Ахменова Надежда Тимофеевна, начальник отдела развития образования и профессионального роста педагогов Хангаласского УО, Бочонин Егор Иннокентьевич, заместитель начальника Намского УО, Луковцева Мира Николаевна, заведующая методическим отделом Таттинского УО, Сергеева Татьяна Александровна, заместитель начальника Жиганского УО. В ходе дискуссии ими были обозначены конкретные проблемы методической работы в школах и улусах: необходимость наличия муниципальных методических служб, районных методических  отделов или центров  в структуре муниципальных управлений образованием; недостаточность нормативных документов по методическому сопровождению педагогов, отвечающей требованиям современного времени; нехватка времени на оказание помощи педагогам заместителями директора по учебной и методической работе, так как загружены административной работой; отсутствие финансовой помощи при издании пособий, разработок на любом уровне.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Подытоживая работу панельной дискуссии, Галина Ивановна Алексеева, д.п.н., научный руководитель Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II, эксперт площадки, кратко резюмировала выступления спикеров, отметила один важный момент: результаты по качеству общего образования лучше и выше там, где работают и фактически занимаются методическим сопровождением, проводится целенаправленная работа по профессиональному росту педагога.

В третий день работы после установочного пленума, проведенного руководителем площадки Абрамовой Дианидой Гаврильевной, началась командная работа по акселерации идей по итогам трехдневного взаимодействия участников площадки «Муниципальные методические службы: смена парадигмы». Одна команда занялась разработкой плана совместной работы с ЦНППМ по индивидуальному методическому сопровождению педагогов, другая команда — по выстраиванию модели муниципальной методической службы, отвечающей современным требованиям, с учетом содержания представленных проектов, предложений и замечаний в ходе панельной дискуссии.  

Результатом групповых работ стали:

— проект плана работы региональных методистов на 2024-25 учебный год, где обозначена структура взаимодействия регионального методиста с субъектами методического сопровождения, направления деятельности и реализуемые мероприятия по единому адвент-календарю.

—  конструктивные предложения по выстраиванию модели муниципальной методической службы, ориентированной на сопровождение ИОМ педагогов и взаимодействующей с региональными методистами; обозначена необходимость развития взаимодействия муниципального и регионального сегмента методического сопровождения с профессиональными сообществами, в т.ч. с сетевыми и общественными организациями (клубами, ассоциациями и пр.);

— конкретное предложение от молодых педагогов по реализации проекта «Квартал молодости» —  созданию пространства для генерирования идей, обмена опытом, коучинга,    обогащению деятельности Ассоциации молодых педагогов содержательной работой по формированию и совершенствованию предметной, методической компетентности молодых учителей по их запросам.

Трехдневное общение объединила участников площадки в единую команду акселераторов. Акселерация, направленная на развитие, стала возможной благодаря позитивному настрою, заряду положительных эмоций от осознания и сопричастия к той деятельности, которая объединила всех участников площадки «Муниципальные методические службы: смена парадигмы».

Все три дня модераторами мероприятий площадки работали Абрамова Дианида Гаврильевна, руководитель ЦНППМ ИРОиПК, Ушницкая Сардана Егоровна, зам. руководителя ЦНППМ, Яковлева Елизавета Николаевна, зав. кафедрой оценки педагогического мастерства ИРОиПК. От имени модераторов площадки благодарим педагогов МБОУ «Балыктахская СОШ им. М.П.Габышева» (директор Иванов Егор Николаевич), подготовивших и обеспечивших работу площадки №25.

Прокрутить вверх