Мастерская наставника

Метод наставничества сейчас, как и уже долгие годы, является одним из наиболее
востребованных методов обучения и развития персонала во всем мире. Наставник,
передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, востребован в любой
отрасли, в том числе образовании, и его роль в подготовке молодых специалистов очень
важна.
Владимир Владимирович Путин своим Указом объявил 2023 год годом Педагога и
наставника, которым подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества,
что определяет наставничество одним из приоритетов федеральной образовательной и
кадровой политики.
Кафедра дошкольного образования АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития
образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II», в рамках курсов
повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций
«Наставничество и менторинг – условие непрерывного образования педагогов в ДОО»,
организовала 28.10.2022 г. педагогическое мероприятие «Мастерская наставника».
Гостями «мастерской» стали практические работники, которые имеют опыт внедрения
наставнических практик в образовательных организациях, и педагоги, планирующие
разработать и внедрить модели наставничества. Всего в мероприятии приняли участие 95
педагогов детских садов республики, а также представители Якутского педагогичексого
колледжа им. С.Ф. Гоголева, кузницы кадров дошкольного образования региона.
Участников поприветствовала Лебедева Надежда Николаевна., к.п.н. заведующий
кафедрой ДО ИРОиПК, подчеркнув важность и необходимость деятельности наставника в
становлении молодого специалиста. Колмогорова Татьяна Вячеславовна, преподаватель
кафедры дошкольного образования, модератор мероприятия, во вступительном слове
«Наставничество — педагогика общения и сотрудничества» актуализировала важность
создания и внедрения практик наставничества в образовательных организациях.
Кривошапкина Саргылана Владимировна, педагог – психолог ГАОУ РС (Я) ЯПК им. С.Ф.
Гоголева, затронула вопрос педагогических стереотипов, которые могут как
препятствовать, так и развивать процесс наставничества, обратила внимание на этические
аспекты, необходимые для соблюдения наставником.
«Мастерская» — это, в первую очередь, форма обучения, которая создает условия для
восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем
самостоятельного или коллективного открытия. И в этот день было много открытий. Так,
Макарова Наталья Андреевна, воспитатель МБДОУ ЦРР -Д/с «Туллукчаан» с. Чурапча
Чурапчинского улуса поделилась опытом авторской методики наставничества «Радужный
бумеранг» (метод обратного пути), и вместе со слушателями «проиграла» технологию
диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов «Пирог».
Конради Ольга Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Рябинушка»
г. Нерюнгри Нерюнгринского района, представила прекрасный опыт своего коллектива
«Практика наставничества в дошкольной образовательной организации». В роли
«игромастера» она провела мастер-класс для молодых педагогов по использованию схем
для моделирования игровых ситуаций с детьми разного возраста.
Семенова Лена Афанасьевна, Бочарова Августина Лукинична, учителя-логопеды
МБДОУ №35 «Северная сказка» г. Якутска, Лауреаты 1 степени 1 республиканского
профессионального конкурса «Я и мой наставник», проведенного на гостеприимной земле
Алдана в октябре этого года, рассказали слушателям «мастерской» о своем участии в нем.
Как они отметили, участие в конкурсе дало новый рывок для развития не только для
наставляемого, молодого специалиста, но и для наставника, педагога с опытом.
Наибольший интерес у них вызвал финальный этап конкурса «Круглый стол», и они
решили участникам мероприятия «Мастерская наставника» задать наиболее интересные
вопросы, прозвучавшие на этом испытании.
В этот день много было сказано о личности наставника: каким он должен быть? Как
соответствовать этому статусу? Баишева Леонелла Иннокентьевна, Смогайлова Ирина
Игоревна, воспитатели МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» г. Якутска,
прекрасный педагогический тандем, доказывающий, что наставник и наставляемый – это
не просто деловые отношения, а отношения, построенные на содружестве, поддержке,
взаимовыручке и доверии. В «мастерскую» они пришли не с пустыми руками, а с
«фишечками», которые помогают им вот уже третий год на пути профессионального
становления молодого воспитателя.
Харитонова Акулина Ивановна, заведующая практикой ДО ГАПОУ РС (Я) ЯПК им.
С.Ф. Гоголева, затронула вопросы наставничества в рамках педагогической практики, как
условие подготовки будущих специалистов детских садов и отметила высокий уровень
выступлений наставников, завершив словами «сегодня я вижу в числе участников
мероприятия бывших студентов колледжа, и мне отрадно, что они становятся
профессионалами своего дела благодаря вам, нашим наставникам».
На сегодняшний день имеются определенные проблемы в реализации программ
наставничества в образовательных организациях, отметили слушатели:

  • отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей работу наставников и
    их подопечных в ДОУ;
  • отсутствие адекватных систем мотивации наставников;
  • отсутствие специальных мероприятий по развитию навыков наставников.
    Было предложено рассмотреть возможность разработки Методических
    рекомендаций об организации наставничества в ДОУ.
    В конце «мастерской был проведен игровой этюд «Сделай шаг», резюмируя который
    модератор отметил: «Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми
    можно найти общие интересы и путь сотрудничества». Татьяна Колмогорова, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ИРОиПК