ТРЕК 6: Педагог как бренд современного образования.

Тенденции, пришедшие в сферу образования, требуют от педагогов подстраиваться под новую действительность: использовать новые методы в работе, управлять информацией, научиться работать в цифровом пространстве.

Нововведения в системе российского образования ставят педагога в ситуацию необходимости качественного изменения профессиональных компетентностей, необходимости в позиционировании и является   актуальной  проблемой.

 В течение двух дней  велась работа 6 трека, в программе которого были проведены  следующие мероприятия: «Аквариум», дискуссионная площадка, конкурс «Битва молодых педагогов» и авторские семинары.

1 мероприятие: Аквариум  «Бренд педагога как драйвер повышения престижа  педагогических  профессий». Модератором выступила Юлия Владимировна Приказчикова,  бизнес-тренер, фасилитатор, модератор стратегических коммуникаций г. Мурманска, сомодератор: Толстоухова Анастасия Викторовна, заместитель директора ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования», приглашенными гостями были Алла Георгиевна Корнилова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» и Михаил Айыыуолович Иванов -доцент кафедры социальной педагогики пединститута СВФУ им. М.К.Аммосова. Участники: руководители, представители общего среднего образования, среднего профессионального образования, высшей школы.  Мероприятие Аквариум — это интерактивный формат круглого стола. Параллельно с ним  проводился опрос среди участников по основным вопросам.

Работа Аквариума строилась следующим образом:

1 круг (очное с онлайн трансляцией). Спикерами выступили: Толстоухова Анастасия Викторовна, заместитель директора ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования», Сорочинский Максим Анатольевич, преподаватель кафедры ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования», Иванов Михаил Айуолович, доцент кафедры пединститута СВФУ им. М.К.Аммосова, Дорогунова Любовь Ивановна, мастер производственного обучения ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум им. Т.Г.Десяткина», победитель регионального конкурса «Мастер года — 2021».  Были затронуты такие темы:  Что такое бренд и зачем он педагогу? Что такое бренд. Бренд педагога – сформированный образ в голове аудитории. О понятиях бренд, репутация, имидж. Низкий престиж педагогической профессии. Ниже в диаграмме мы видим ответы участников на вопрос: Зачем педагогу бренд?

2 круг (онлайн), спикерами были Корнилова Алла Георгиевна, доктор педагогических наук, зав.кафедрой пединститута СВФУ им. М.К.Аммосова пединститута СВФУ им. М.К.Аммосова, Алексеев Иван Иванович, директор ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж», Мурукучаева Надежда Павловна, директор ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева», Никитина Елена Вячеславовна, директор, ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»

Темы обсуждений: Почему современному педагогу важно развивать свой личный бренд? Как изменилась среда/ мир/ требования к образованию?  Есть ли конкуренция на рынке образования? Нужны ли педагоги-бренды образовательной организации? Может ли случится так, что «живые»/ реальные учителя не будут нужны?

Ниже мыв таблице приведены ответы на вопрос Как изменилась среда, мир, требования к образованию?

3 Круг (онлайн). Спикеры Сумъяа Анжела, студентка 3 курса дошкольного отделения, призер отборочного чемпионата WorldSkills Russia ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж», Феоктистов Вячеслав, студент 2 курса ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева», Сивцев Николай, студент 4 курса по специальности «Учитель изо и черчения» ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова». Темы обсуждений: Какие новые требования предъявляются к педагогу будущего?  На что следует обратить внимание, чтобы не «двигаться на эскалаторе назад»? Какие требования к педагогу будущего?  Какие педагоги нужны будут образовательным организациям и родителям?

По итогам работы участники пришли к следующим выводам:

Бренд педагога понятие многосоставное. Включающее такие понятия как высокая культура, образ, культура, личность, видение, репутация, личный вклад, имидж.

Для педагога важна узнаваемость его трудов. Это является одной составляющей бренда педагога. Бренд педагога зависит напрямую от педагогической деятельности самого педагога, от его результатов деятельности, т.е. бренд создается вокруг самого педагога.

Для бренд педагога важна значимости личности,  у которой есть миссия. 

Бренд Вилюйского педагога о олицетворяет качество обучения.

Периоды развития системы образования и требований времени выдвигают разные требования к бренду педагога. Советский период дал возможность ярким личностям из простого сельского учителя стать ведущим научным деятелем республики и страны. В настоящее время, в период изобилия информационного шума, медийной переполненности каналов информации появляется необходимость целенаправленного создания личного и профессионального бренда самими педагогами, образовательными организациями, а также на муниципальном, республиканском и государственном уровне.

Бренд педагога играет огромную роль для целевой аудитории (коллеги, родители, ученики).

Есть предпосылки и необходимость в формировании бренда вилюйского педагога. Он должен быть связан с узнаваемостью и репутацией, ценностью педагогического опыта педагогов вилюйской зоны районов. 

Логическим продолжением Аквариума стала работа дискуссионной площадки «Повышение престижа педагога как насущная потребность общества»

Модераторами площадки были Надежда Павловна Мурукучаева — директор ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева» и Роман Николаевич Оконов учитель истории и обществознания МБОУ «Соттинская СОШ» МР «Усть – Алданский улус (район)», абсолютный победитель республиканского конкурса «Учитель года -2019», участник Всероссийского конкурса «Учитель года -2020». 

В качестве спикеров дискуссию вели Елена Зотиковна Власова, зав. кафедрой информационных технологий и электронного обучения, РГПУ им. А. И. Герцена, д.п.н., профессор; Руслан  Николаевич Хоменко, ведущий тренер, руководитель Поволжской Школы Ораторского Мастерства г.Тольятти, Самарской области; Вадим Николаевич Соломин, учитель математики ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» (г. Санкт-Петербург), победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2012» и Вячеслав Вячеславович Вахрамеев,  заслуженный учитель РФ, победитель конкурса Учитель года -2010г., учитель русского языка и  литературы. 

Участниками, а их было 100 человек, дискуссионной площадки подняты такие актуальные, острые вопросы как профессиональные затруднения учителей; основные причины возникновения профессиональных дефицитов учителя; соответствие профессиональных компетенций современного  педагога требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере основного общего, среднего общего образования);  технологии развития профессиональной компетентности учителя, психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности учителя; индивидуальное повышение квалификации учителя. Основной акцент был сделан на вопросах подготовки будущих педагогов.

Был проведен опрос участников дискуссионной площадки, который состоял из трех вопросов с выбором нескольких вариантов ответов.  Какие профессии престижны в современном мире? Факторы престижности и механизмы повышения престижности педагога. Из 100 респондентов приняло участие 77 человек. Большинство респондентов на первый вопрос выбрали  профессии      учитель, педагог и специалист в области IT-технологий.  Факторами престижности посчитали возможность постоянного профессионального роста,  достойный уровень зарплаты и возможность проявить способности. По мнению респондентов, механизмами повышения престижа учителя стали: улучшение условий труда и повышение заработной платы.      

Также в работе 6 трека была организована площадка для молодых педагогов «Technology Slam». В стиле Stand up молодые педагоги рассказали о своих технологиях работы. У каждого слэмера было 7 минут, чтобы остроумно, доступно и интересно донести свою историю. 6 слэмеров из Горного, Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского и Сунтарского улусов выступили перед публикой.

-Николаева Юлия Юрьевна, преподаватель Вилюйского профессионально-педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского рассказала о применении «Mobile apps» в дистанционном обучении. 

-Попова Татьяна Егоровна, заместитель директора МБОУ «Чаппандинская СОШ имени С.П.Алексеева Босуут» Нюрбинского улуса поделилась опытом организации в школе по проекту «500+».

-Дьяконова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова» Горного улуса представила природосообразную модель обучения чтению по А.М.Кушнир.

-Николаев Василий Иннокентьевич учитель театрального искусства МБОУ Вилюйская СОШ № 3 имени Н.С.Степанова Вилюйского улуса поделился опытом организации театрального кружка.

-Иванов Геннадий Владимирович, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Чебурашка» Сунтарского улуса представил собственную разработку-конструктор, деревянные развивающие игрушки своими руками.

— Габышева Галина Юрьевна, учитель биологии и химии МБОУ «Оросунская СОШ» Верхневилюйского улуса рассказала об организации исследовательской деятельности на уроках биологии.

Ведущими были Варламова Валентина Андреевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 г.Якутска и Осорова Любамира Александровна, учитель математики МБОУ Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т.Егорова.

Эксперты определили лучшего слэмера по следующим критериям: актуальность, креативность, доступность изложения, коммуникативное навыки. Также, по итогам выступлений зрители голосовали за своего фаворита, что учитывалось при подведении итогов.

Победителем назван — Иванов Геннадий Владимирович, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Чебурашка» Сунтарского улуса

Номинация «Лучшая презентация» присуждена Габышевой Галине Юрьевне, учителю биологии и химии МБОУ «Оросунская СОШ» Верхневилюйского улуса

Номинация «Мастер слова» присуждена Дьяконовой Марии Александровне, учителю русского языка и литературы МБОУ «Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова» Горного улуса

Номинация «Цифровая трансформация» присуждена Николаевой Юлие Юрьевне, преподавателю Вилюйского профессионально-педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского

Номинация «Эффективная технология» присуждена Поповой Татьяне Егоровне, заместителю директора МБОУ «Чаппандинская СОШ имени С.П.Алексеева Босуут» Нюрбинского улуса.

Номинация «Индивидуальный стиль и нестандартный подход» присуждена Николаеву Василию Иннокентьевичу учителю театрального искусства МБОУ Вилюйская СОШ № 3 имени Н.С.Степанова Вилюйского улуса.

 

Следующим мероприятием 6 трека стал Авторский семинар лучших учителей Вилюйской зоны, где приняли участие 16 педагогов. Тематика данного мероприятия была посвящена дидактическим решениям в области формирования математической, естественно-научной и читательской грамотности.  Все выступавшие продемонстрировали системную практическую работу по своим предметам. 

Отдельно хотелось бы отметить учителя математики Софронова Александра Васильевича ГБОУ РС(Я) с УИОП «ВВРЛИ М.А. Алексеева», Алексееву Римму Григорьевну, учителя физики МБОУ «Сунтарский политехнический лицей» и Маркову Татьяну Яковлевну, учителя математики МБОУ «Сунтарский политехнический лицей».

Системную содержательную работу показали учителя начальных классов Мальцева Луиза Романовна, Комарова Екатерина Петровна, Сивцева Марина Васильевна из «ВСОШ №3 им.Н.С.Степанова» Вилюйского улуса, Алексеева Анна Тарасовна МБОУ «Сунтарская НОШ им В.Г. Павлова» и педагоги дошкольных образовательных организаций, Михайлова Мариафа Ильинична, Яковлева Саргылана Иннокентьевна, Дунаева Раиса Егоровна  МБДОУ ЦРР “Сардаана”, Артахинова Лейла Васильевна, воспитатель МБОУ “Туллукчан” села Магарасс.

  Подводя итоги работы  трека мы можем резюмировать следующие:

  1. Одним из критериев бренда современного учителя является способность учиться и обучать с грамотным использованием цифровых технологий.
  2. Обновить содержания программ подготовки будущих педагогов в соответствие с требованиями Профессионального стандарта педагога. Особое внимание уделять практической части.
  3. Имидж  педагога, с позиции В.Е. Цибульниковой, представляет собой целостный целенаправленно сформированный образ как динамическое образование, имеющее интегративный характер профессиональной направленности деятельности, комплексно включающее внутренние качества и внешние характеристики, а также способствующие результативности труда и успешности в педагогическом коллективе. Развитие личности  педагога связано не только с формированием индивидуального профессионального имиджа, но и с персональным брендом в условиях конкурентной образовательной среды. Личный бренд  педагога способствует повышению самооценки, а также формированию авторитета и уважения среди коллег, обучающихся и их родителей. Персональный бренд  педагога может формироваться в образовательной организации, в которой он работает посредством брендинга. Персональный брендинг  педагога выстраивается с учетом его личностных черт, профессиональных качества и практического опыта работы в системе  образования.
  4. В формировании бренда педагога основополагающими должны стать следующие условия:

— повышение престижа самой профессии и формирование бренда педагога вилюйской зоны как на этапе профессиональной подготовки, так и во время педагогической деятельности.

— создание условий для развития социальных лифтов для педагогических работников и их профессионального роста – «от учителя – до научного деятеля-миссионера». Понимание самими педагогами целенаправленных вложений в свой личный и профессиональный бренд, чтобы он бренд развивался, рос, помогал педагогу «зарабатывать» на своем бренде.

— образовательная организация, как работодатель, должна заниматься развитием бренда педагога, чтобы в его организации были бренды и на них приходили ученики.

-развитие бренда педагога, престижа педагогической деятельности должна поддерживаться на государственном уровне.

 Прокопьева Л.Н.
Егорова В.М.