О работе 7 трека Вилюйского образовательного форума «Методическая служба в образовании: инновационные аспекты деятельности

В рамках деятельности Вилюйского образовательного форума 24 и 25 сентября была проведена проектная сессия    «Методическая служба в образовании: инновационные аспекты деятельности (институциональный, муниципальный, региональный уровни)» в зале  Донского-II С.Н., первого народного комиссара просвещения ЯАССР. Проектной сессией руководил  Центр  непрерывного повышения  педагогического  мастерства  педагогических  работников Института развития образования и повышения квалификации им.С.Н.Донского-II. В ходе работы  проектной сессии были представлены  школьные  и муниципальные  методические системы, выработаны предложения по формированию модели распределенной методической системы (в условиях сетевого взаимодействия), по конструктивному сотрудничеству муниципалитетов для создания образовательной сети, совместной образовательной программы, рассмотрена проблема методического управления сетевым образовательным взаимодействием. Обсуждены вертикальные и горизонтальные связи в распределённых методических системах   для создания интегрированной модели повышения квалификации на региональном уровне.

Модератором  проектной сессии работала  Абрамова Дианида Гаврильевна, руководитель ЦНППМ ИРОиПК,

экспертами —  Власова Елена Зотиковна, заведующая  кафедрой информационных технологий и электронного обучения, РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор, Павлов Ньургун Михайлович, директор ИРОиПК, Алексеева Галина Ивановна, I заместитель директора ИРОиПК, доктор педагогических наук, Сметанина Варвара Ильинична, начальник МКУ УО «Горный улус», аналитиками  -Андросова Л.Н., заведующая кафедрой филологии, Яковлева Е.Н., заведующая кафедрой оценки педагогического мастерства, Ушницкая С.Е., заведующая учебным отделом, Федорова М.А., заместитель  начальника МКУ «УО Нюрбинского района», Колесова М.Н., начальник отдела СОО УО МКУ   Горного улуса».

24 сентября в 9.00 часов проектная сессия начала работу. В ходе проектной сессии выступили:

     Абрамова Дианида Гаврильевна, заместитель директора ИРОиПК, по теме «Дефициты учителей: предметные, психолого-педагогические и методические».Дианида Гаврильевна  представила результаты диагностического тестирования учителей Вилюйского макрорегиона по предметным, психолого-педагогическим и методическим компетенциям учителей.

        Ершова Нина Васильевна, заведующая кафедрой управления, педагогики и психологии, ознакомила с  проектом «Горизонтальное обучение управленческих команд», целью которого является содействие устранению профессиональных дефицитов руководителей, выявленных региональным мониторингом эффективности руководителей образовательных организаций. Для школ с низкими образовательными результатами Верхневилюйского и Нюрбинского улусов определены менторы из числа эффективных (успешных) директоров республики, которые осуществляют обучение адресно.

Колесова Мария Николаевна, МКУ “Управление образования”, начальник отдела СОО, руководитель проектной группы, выступила с моделью информационно-методического центра Горного улуса. Особенное внимание Мария Николаевна обратила на направления деятельности информационно-методического центра.

В рамках работы 7 трека выступили представители учительских клубов, которые представили опыт работы сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями на основе организации системы образовательных округов.

          После обмена опытом по формированию модели распределенной методической системы команды Вилюйского макрорегиона приступили к проектной сессии для выстраивания индивидуальных маршрутов с целью непрерывного повышения профессионального мастерства педагога.

25 сентября проектные команды представили разработанные проекты. Вилюйский улус разработал модель индивидуального образовательного маршрута, где главным звеном методической работы являются предметные методические объединения, которые оказывают методическую помощь каждому учителю. Единой темой является «Управление профессиональным ростом педагогов Вилюйского улуса, повышение качества образовательных услуг и обеспечение оптимальных подходов к организации образовательного процесса».

Содержание проекта команды Верхневилюйского района «Развитие муниципальной системы образования через использование потенциала школ с высокими образовательными результатами» заключалось в управлении «образовательными округами», где за каждым из них закрепляется модератор из числа административно-управленческого корпуса школ-партнеров. Деятельность модератора направлена на расширение индивидуального видения проблем партнерами по взаимодействию за счет организации переговорных площадок, координации принятия коллективных решений, соотнесения разных точек зрения, рассмотрения ситуации с различных сторон.

Горный улус представил модель индивидуального сопровождения педагогов. Модель образовательного кластера представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития социального партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату. Особенностью образовательного кластера является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации социального партнерства в системе образования с целью повышения качества подготовки выпускников и преподавания педагогов школы. Взаимодействие различных социальных партнеров строится на основе принципов взаимодействия, интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации профессионального образования.

Проектная  команда Нюрбинского  района  разработал проект «ТЕМП», в котором была представлена модель единой цифровой системы, состоящая  из тьюторского центра, школьных тьюторских команд, школьного информационно-аналитического совета, опыт организации индивидуального сопровождения педагога.

Команда Сунтарского района представила проект «Методическое сообщество педагогов Вилюйского региона глазами учителей». Модель сетевого взаимодействия состоит из системы коммуникаций участников, мониторинга деятельности, системы информационного обеспечения, разработки и реализации проектировочных действий.

Формирование распределённой методической системы для выстраивания индивидуального маршрута преподавателя представил также Институт развития профессионального образования. Проектная команда института  разработала  «Профессиональный портфель педагога СПО», основными направлениями которого являются методическое сопровождение индивидуальной траектории развития, повышение профессиональных компетенций педагогов СПО. Проект ориентирован на обеспечение условий профессионального роста педагогов СПО на основе выявления уровней сформированности их профессиональных компетенций и определения индивидуального маршрута развития.

После защиты проектов с экспертным заключением выступила Власова Елена Зотиковна, заведующая  кафедрой информационных технологий и электронного обучения, РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор. Елена Зотиковна особое внимание обратила на методику преподавания предмета в условиях цифровизации, на дифференцированное формирование, развитие и совершенствование компетенций цифровых технологий.

Павлов Ньургун Михайлович, директор ИРОиПК, уделил внимание непрерывному профессиональному развитию каждого педагога и созданию единой системы методической работы Вилюйского макрорегиона, отработке механизмов реализации представленных проектов.

Абрамова Дианида Гаврильевна предложила муниципальным управлениям образования использовать разработанные модели для выстраивания ИОМ учителей: Вилюйскому улусу — ИОМ молодых педагогов и учителей английского языка, Верхневилюйскому улусу –ИОМ учителей ШНОР, Нюрбинскому – ИОМ учителей истории и обществознания, математики, Сунтарскому улусу – ИОМ педагогов дополнительного образования, Горному улусу – молодых учителей, СПО – разработать общую базу учителей общеобразовательных школ.

Желаем  всем участникам  проектной сессии  профессиональных успехов и  практической  реализации  проектных  идей  Вилюйского макрорегиона!