Информация о работе трека №4 «Инновации в системе воспитания детей и молодежи в условиях VUCA-реальности. Зал Чиряева К.С., Заслуженного учителя РС (Я)»

Активное участие в работе трека принимали представители образовательных организаций всех уровней системы образования в общей сумме: 380 человек:  руководители ОО и ДОО, педагогические работники, родительская общественность, педагоги дополнительного образования, педагоги ДОО и т.д.

Широкая география участников подтверждает актуальность темы трека и рассматриваемых в её рамках вопросов.  Трек состоял из дискуссионных площадок:

Площадка: «В чем смысл перезагрузки системы воспитания в условиях VUCA-реальности» (135 участников).

Модераторы: Захарова Надежда Игнатьевна, главный специалист Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), Васильева Варвара Альбертовна, директор ГАНОУ РС (Я) РРЦ РС «Юные якутяне» эксперт Агентства стратегических инициатив в РС (Я) по направлению «Образование и кадры».

Эксперт: Захарова Сардана Петровна, зам. дир. по ВР ГБУ ВВРЛИ.

Площадка: «Программа «Эркээйи эргиирэ»: модель социокультурного развития сельских территорий» (100 участников).

Модератор:  Охлопков Геннадий Иванович, координатор рабочей группы МОиН РС(Я) по реализации программы «Эркээйи эргиирэ», общественный представитель Агенства стратегических инициатив в РС(Я), аспирант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Презентационная площадка «Воспитание нужно начать с колыбели» (145 участников).

Модераторы: Михалева Ольга Иннокентьевна., к.п.н., зам дир АОУ РС(Я) ДПО  «ИРОиПК им.С.Н.Донского-II»

Колмогорова Татьяна Вячеславовна, доцент кафедры дошкольного образования АОУ РС(Я) ДПО  «ИРОиПК им.С.Н.Донского-II»

Активное участие в работе трека принимали представители образовательных организаций всех уровней системы образования. Широкая география участников подтверждает актуальность темы трека и рассматриваемых в её рамках вопросов.

Площадка: «В чем смысл перезагрузки системы воспитания в условиях VUCA-реальности». Выступили 17 участников, поступило 9 работ.

 Во всех выступлениях прозвучали актуальные проблемы воспитания детей в семье и школе и социуме   в условиях VUCA-реальности.  Были представлены инновационные проекты профориентации, программы духовно-нравственного воспитания, основанные на ценностях и культурных традициях народа Саха (Якутия), реализация   республиканской автоматизированной системы отчетности о несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета, создание обновленных  воспитательных систем, сред, определении целей и преемственности каждой их них для разных ступеней образования — перезагрузка системы воспитания  в ОО и ДОО, также популяризация семейных ценностей, формирование основ педагогической культуры у родителей, поддержка семьи в рамках родительских Университетов — перезагрузка родительского образования используя современные интернет-ресурсы:  социальные сети и родительские чаты,   специфика работы школы     и детского сада нового поколения в новой реальности, Модель наставничества в пространстве ДОУ- школа-колледж, изучение наследий Макаренко и Сухомлинского, сохранение веры и ценности в воспитании современных детей.

     Масштаб и актуальность проблем отразили доклады, признанные наиболее интересными: (Павлова Таисия Петровна., педагог-библиотекарь Центра народной педагогики с. Ороьу «Из опыта работы Центра народной педагогики им.К.С. Чиряева с детьми», Жирков Данил Иванович. «Навигатор ДОД», Ушницкая  Александа Егоровна, кандидат педагогических наук, зам. дир. по содержанию образования МОБУ СОШ №6 г Якутск, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, Отличник образования и Профессионального образования РС(Я) «Родительская компетентность как основа успешности каждого ребенка», Сергеева Анна Артуровна,. руководитель проекта «Школа отв. родителя» при СВФУ, семейный психолог «Фундамент воспитания: вера и ценности», Стручкова Александра Сергеевна и Малгарова Елена Сергеевна, зам.ген директора АНО «Агенство правового содействия местному самоуправлению РС(Я)» «Цифровизация и автоматизация как трансформация воспитательной и учебной работы», Селивестрова Тамара Александровна, зам директора по ВР МОБУ СОШ № 16 г Якутска «Перезагрузка системы воспитания в ОО», Уарова Мирослава Матвеевна и коллектив ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж»: Сетевой проект «Школа-ПОО: LIKE будущему», подпроект «Уьуйаантан идэгэ»,  Иванова Нюргустана Иннокентьевна ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева»: сетевой проект «Модель наставничества в пространстве «ДОУ – начальная школа – колледж», Чиряев Еремей Константинович «Культура питания ребенка в семье и культура отношений учителей с родителями обучающихся. Родители помощники школы в воспитании ребенка», Пермякова Валентина Семеновна, директор МОБУ «ЯГНГ им. Чиряевых» «Изучение  и анализ  работы Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. на МО классных руководителей» и т.д.

 Форсайт сессия «Формирование проектных команд по созданию инновационной модели развития личности ребенка».

С темой  «Программа «Эркээйи эргиирэ»: содержание, нововведения, ожидаемые результаты» выступила Ильина Татьяна Михайловна., заслуженный работник образования РС(Я),  с темой «Программа «Эркээйи эргиирэ»: основные походы и ключевые механизмы реализации»  руководитель авторского коллектива «Эркээйи эргиирэ» выступил  Охлопков Геннадий Иванович, координатор рабочей группы МОиН РС(Я) по реализации программы «Эркээйи эргиирэ». Обсудили  идеи  и предложения по созданию возможных моделей создания среды саморазвития детей и молодежи на уровне социума.

Презентационная площадка «Воспитание нужно начинать с колыбели» К.Д. Ушинский. Выступили 12 участников по заявленным темам, поступило 27 работ.

 Работа площадки  строилась по актуальным направлениям воспитания детей в ДОО:

— Развитие основ нравственной культуры ребенка

— Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей  дошкольного возраста;

— Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей;

— Воспитание толерантности в межнациональном общении дошкольников;

— Формирование экологической культуры в ДОО;

— Культура труда – трудовое воспитание в ДОО.

Особый интерес вызвали у участников выступления:

По развитию основ нравственной культуры ребенка: Кырбасова Антонина Васильевна., воспитатель МБДОУ «Биьикчээн» г. Вилюйск  «Роль народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста», Кузьмина Наталья Афанасьевна МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 5 » Кэнчээри» с.Верхневилюйск, педагог-психолог       «Сүр уйата Ильина Наталья Георгиевна, Никифорова Александра Андреевна  МБДОУ детский сад N3 «Малышок’, Нюрбинский район. Музыкальный руководитель, педагог-психолог,                «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста».

По формированию гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей  дошкольного возраста выступили:

Сивцева Августина Васильевна МБДОО ЦРР – д/с «Аленушка», Вилюйский улус                воспитатель Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников: с чего начинается Родина?, Дьячковская Екатерина Константиновна  МБДОУ – ЦРР – десткий сад № 1 “Родничок” Горный улус, с. Бердигестях      Воспитатель        Проект длительной игры “Айгылаанаи Бэргэнчэй в тридевятом царстве”, коллектив: Федорова З.Г., Григорьева-Поротова В.П., Иванова Л.Ф., Пахомова В.Д.    МБДОУ ДС «Мичээр» им. Н.В. Крыжановской, заведующий, ст. воспитатель и воспитатели «Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного  возраста» 

Воспитание толерантности в межнациональном общении дошкольников

Трофимова Надежда Семеновна, Спиридонова Надежда Васильевна, Прокопьева Евдокия Михайловна    МБДОУ «ЦРР – д/с №5 «Ньургуьун» с.Сунтар         старший воспитатель муз.рук. педагог доп.обр.«Полилингвальное образование детей дошкольного возраста в детском саду»

По формированию экологической культуры в ДОО выступили:

. Харлампьева Светлана Николаевна, Васильева Прасковья Гаврильевна МБДОУ «Чуораанчык» г. Вилюйск, Вилюйский улус    Воспитатели «Эколого-развивающая среда как средство воспитания детей дошкольного возраста»,  Иванова Сардана Петровна  МБДОУ «Куобахчаан», Вилюйский улус воспитатель «Развивающая предметно-пространственная среда как средство экологического воспитания дошкольников».

Культура труда – трудовое воспитание в ДОО:. Анисимова Татьяна Алексеевна МБДОУ «ЦРР-детский сад №8 «Аленушка», с.ВерхневилюйскПДО «Приобщение подрастающего поколения к прикладному искусству как один из способов развития личностных качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности»

Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей:

. Алексеева Саргылана Дмитриевна МБДОУ – детский сад № 10 “Кырачаан ымыы” Горный улус с.Бердигестях   Зам. заведующего по ВМР “Консультационно методический центр “Маленькие снегири”,  Слепцова Мария Ильинична МБДОУ «Д/с №4 «Березка» с.Сунтар,  воспитатель      из опыта работы «Совместная деятельность с родителями по  приобщению детей к поэзии».

По итогам работы трека приняли решение:

Совместно с МУО ВВилюйского улуса, ИРОиПК, МОиН РС(Я) и    Центром   народной педагогики с. Оросу:

  1. Рекомендовать музейный экспонат ЦНП оцифровать и организовать виртуальные (он-лайн) экскурсии для школьников РС(Я);
  2. Организовать гендерные Чиряевские чтения для обучающихся Республики;
  3. Изучить возможности издания методического комплекта о содержании работы ЦНП;
  4. Провести обучающие семинары для родителей и педагогов для использования ресурса Навигатора ДО;
  5. Разработать единую образовательную программу и календарный план родительского всеобуча (Дьиэ иһиттэн тахсар проблемалары  ырытыы.  Оҕо аһылыгар болҕомтону ууруу);
  6. Организовать летний лагерь для родителей «Өбүгээрбит утумнара уһугуннарыы”;
  7. Организовать Республиканские Единые методические семинары по актуальным вопросам воспитания и социализации детей (в квартал 1 раз совместно с МОиН);
  8. Организовать Республиканский Съезд или Форум классных руководителей в 2022- 23 у.г.;
  9. В ДОО необходимо выстроить систему воспитания с позиции персонифицированного подхода;
  10. Использовать в ДОО способы интеграции традиционных и новых подходов, информационных и коммуникативных технологий, обеспечить их развивающее влияние, используя потенциал педагогики сотрудничества, личностно-ориентированных подходов, уровневой и типологической дифференциации, проектной и исследовательской деятельности, методики коллективной творческой деятельности.
  11. Провести социологическое исследование ценностей и смысловых  ориентиров  детей и молодёжи ( 2022 год).
  12. Изучить и проанализировать работы Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С. на МО классных руководителей и т.д.