



Цель научно-практической конференции:
поддержка, сохранение и распространение русского языка как средства межкультурного общения народов Российской Федерации
Задачи:
-выявление актуальных практик поддержки и продвижения русского языка;
-обобщение и систематизация опыта работы по полноценному функционированию русского языка как средства межкультурной коммуникации в образовательной организации;
-выявление актуальных психолого-педагогических аспектов преподавания русского языка как неродного и родного;
-повышение уровня функциональной грамотности педагогов, направленной на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов участников образовательного процесса.
В рамках конференции проведены следующие мероприятия :
- Стендовое представление проектов по русскому языку базовых образовательных организаций;
- Актовые лекции;
- Пленарные доклады ученых и выступления приглашенных;
- Работа секций по направлениям:
- Деятельностная модель итоговой аттестации, ориентированная на оценку метапредметных результатов;
- Организационно-содержательные аспекты гуманитаризации образования в процессе изучения русского языка и литературы;
- Русский язык как средство межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве.
На конференции приняли участие учителя, заместители директоров, директора образовательных организаций, методисты, работники культуры-
всего 191 педагогических работника , 159 из Республики Саха (Якутия), 2 из Чувашии, 17 из Республики Бурятия, 1 из Республики Татарстан, а также приглашенные гости из Амурского Института развития образования и г.Москвы.
В рамках конференции проведены актовые лекции ведущих ученых-филологов Якутии и России Бугаева Николая Иннокентьевича, к.ф.н., 1 заместителя директора ИРОиПК «Русский язык в поликультурном пространстве российского образования» и Дергилевой Жанны Ивановны ,к.ф.н.,автора учебных пособий Издательства «Интеллект-Центр»,заместителя директора по УВР, учителя русского языка и литературы высшей категории ГБОУ «Школа1409», (г.Москва) «Мониторинг и диагностика в формате ФГОС нового поколения».
Николай Иннокентьевич в своем выступлении уделил внимание библиопсихологии Н.Рубакина, финскому принципу познания языка ребенком, деятельностному подходу Выготского, А.Н.Леонтьева, языку как инструменту обучения, языковым ключевым компетенциям, гуманитарному диалогу Бахтина М.М, билингвизму, иммерсионной модели языков Республики Саха (Якутия).
Жанна Ивановна проанализировала задания ВПР в 5, 6, 7 и 8 классах. Она отметила, что задания 8 класса практически связаны с ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Жанна Ивановна раскрыла содержание текстов итогового собеседования, представила авторское пособие для учителей, учащихся 9-х классов, которое может быть использовано как на уроках русского языка, так и в процессе самоподготовки. Особенный интерес вызвал сайт ФИОКО, где размещен банк заданий НИКО по русскому языку.

Особенный интерес участников конференции вызвала содержательная работа в секциях, в которых экспертами –аналитиками работали учителя русского языка и литературы Пинигина М.Л., Андреева Т.С., Матаннанова Я.П, Андросова Е.И., Быллырытова А.П., Стручкова А.М, Охотина К.М., Денисова М.Е., Ядрихинская Н.М., Чернова Е.П.Победителями секций являются:
- Скрябина Ньургуйаана Ивановна, заместитель директора по НМР Майинской СОШ им.Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса;
- Сергеева Татьяна Власьевна, учитель русского языка и литературы СОШ №1 г.Якутска;
- Феофанова Оксана Олеговна, учитель русского языка и литературы Нижне-Бестяхской СОШ №2 Мегино-Кангаласского улуса
Работу конференции продолжило пленарное заседание, на котором выступили :
Абрамова ДианидаГаврильевна, заместитель директора АОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.ДонскогоII» по теме «О деятельности ИРОиПК в качестве стажировочной площадки, направленной развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»;
Дергилева Жанна Ивановна,к.ф.н.,автор учебных пособий Издательства Интеллект-Центр, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ «Школа1409», г.Москва, эксперт ЕГЭ по теме «Методика подготовки к итоговому сочинению, итоговому собеседованию и ВПР учащихся»;
Дмитриева Евдокия Николаевна, д.ф.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка СВФУ по теме «Функциональный подход к обучению морфемики и словообразования»;
Крючкова Любовь Леонидовна, к.ф.н, доцент кафедры филологического образования, БГПУ по теме «Универсальность прямого метода при обучении русскому языку»;
Дружина Елена Викторовна, к.п.н.,доцент кафедры филологического образования БГПУ по теме: «Проблемы современной педагогической ситуации с позиций лингвопедагогического и илингводидактического подходов»;
Васильева Софья Владимировна,учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия№14», г.Улан-Удэ по теме «Обзор использования корнесловно-смыслового метода преподавания как средства метапредметного синтеза»
Бурцева Жанна Валерьевна, к.ф.н., старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук по теме «Культурное пограничье как исследовательская проблема: социокультурный статус русскоязычного творчества»
Табакова Валентина Михайловна, руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», заместитель директора по УВРМОУ «Урмарская СОШ № 1 им.Г.Е.Егорова» Чувашской Республики по теме «Организация стажировочной площадки как ресурс повышения качества преподавания школьных предметов»
Жемерикина Ольга Альбертовна, заведующая справочно-библиографическим отделом Центра детского чтения Национальной библиотеки РС( Я) по теме «Библиотеки в поддержку и популяризацию русского языка».
Одним из интересных и содержательных моментов конференции явилась панельная дискуссия «Развитие языка: этика, эстетика, утилитарность», модератором которой выступил Бугаев Николай Иннокентьевич.
Участники дискуссии : Дмитриева Евдокия Николаевна, д.ф.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка СВФУ,
Дергилева Жанна Ивановна, Каюмов Рамиль Зуфарович, СтручковаАйна Михайловна, учитель русского языка МОБУ «Якутский городской лицей».

Обсудив материалы актовых лекций, пленарные доклады ученых, выступления приглашенных, приняв участие в работе секций, участники межрегиональной научно-практической конференции принимаем следующие решения:
- совершенствовать современные образовательные технологии, направленные на развитие содержания, форм, методов изучения русского языка (как родного, как неродного) в образовательных организациях РС (Я);
- обеспечить качество преподавания русского языка с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры по реализации комплекса работ по проекту «Гуманитарная школа по типу деятельности»;
- создать сеть базовых организаций, включающих межведомственное взаимодействие (открытость, готовность к диалогу);
- продолжить работу учителей-словесников по совершенствованию действующих учебных программ, созданию дополнительных учебно-методических пособий;
- совершенствовать цифровизацию предметной области через он-лайн школу, образовательные порталы и т.д;
- провести диагностику компетенций учителей русского языка и литературы;
- продолжить научно-методическое сопровождение диссеминации опыта РС (Я) и внедрение апробированных моделей в другие регионы Российской Федерации
Таким образом, межрегиональная научно-практическая конференция
объединила филологов –словесников с точки зрения взаимодействия языка, образования и культуры.
Любовь Андросова, завкафедрой русского и родного языков
]]>