Продолжаем совершенствовать курсы для учителей химии

26 февраля – 2 марта прошли курсы повышения квалификации для учителей химии «Методические аспекты подготовки школьников к ЕГЭ по химии». Эти курсы стали для учителей  особенными. Они отличались от тех, которые мы проводили ранее. Главная цель заключалась, как и всегда, в совершенствовании химического и методического мастерства учителей. Особенность была в другом. Мы пригласили заместителя руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии Марину Геннадьевну Снастину, а также – экспертов нашей республиканской предметной комиссии. Можно сказать, что состоялась «очная ставка» учителей, экспертов и разработчиков  КИМов для решения актуальных проблем подготовки школьников к государственной итоговой аттестации.

Всего на курсы приехали 44 учителя химии из разных районов Республики. Были даже из самых отдаленных: Верхоянского, Булунского, Эвено-Бытантайского, Момского.  Слушатели понимают, какая ответственность на них возлагается, потому что по приезду домой они должны будут организовать для учителей химии практикумы и семинары.

Среди слушателей были опытные учителя химии, которые  руководят в районе методическими объединениями химиков, имеют большой  педагогический опыт, а их ученики пишут ЕГЭ по химии на высокие баллы. Были и молодые учителя, которые только начинают работать в школе и не сталкивались с проблемой подготовки школьников к итоговой аттестации.

В начале курсов нами проведен письменный опрос слушателей. По его  итогам мы выявили трудности, с которыми встречаются  учителя химии, темы  школьной химии, которые их интересуют.  Как и всегда: трудности — в основном по решению задач высокого уровня сложности, актуальны темы из курса органической химии, окислительно-восстановительные реакции, закономерности химических реакций. Именно такие ответы мы получаем и на всех других курсах.

Первые два дня с учителями и нашими экспертами  активно работала Марина Геннадьевна. Занятия прошли в диалоговой форме. Теория химии из блоков экзаменационных работ дополнялась методикой обучения друг друга. Ну и  самый главный вопрос, который рассматривали, – подходы к оцениванию развернутых ответов. Для учителей эта часть работы стала открытием. Хотя они знают критерии оценивания, многие нюансы для них не известны. А потому вопросы были — и при этом разного характера. Эти вопросы связаны и с теорией химии, и с методикой обучения, а также с требованиями к оформлению развернутых ответов. Позиции эксперта и учителя совсем разные. К сожалению, иногда мы об этом забываем. На экзамене такая ошибка может быть решающей, а поэтому учителя и эксперты должны хорошо знать и различать функции и тех, и других.

Марина Геннадьевна – опытный учитель химии. Она многие годы преподает в московской школе и хорошо понимает проблемы и трудности, которые есть в работе учителя химии. Ее советы по организации учебного процесса, «маленькие методические хитрости» помогут нашим учителям. Последнее занятие прошло в форме ответов на вопросы. Учителей интересует все – не только сама химия и методика, оценивание работ, но и вопросы, напрямую не связанные с преподаванием химией. Марина Геннадьевна постаралась ответить в полном объеме на все вопросы. Атмосфера была самая доброжелательная и демократичная, как отмечают сами слушатели.

Вторая часть курсов была посвящена методике  обучения заданий КИМов ЕГЭ. Как всегда, больше времени ушло на освоение способов решения задач высокого уровня сложности. Как научить школьников решать эти задачи? Все понимаем, что быстро не получится. Нужна системная работа. Учителей больше волновал такой вопрос: как научить решать школьников, которые только в начале 11 класса, а иногда и позже, выбирают ЕГЭ по химии? Как спланировать учебный процесс? На эти вопросы мы и попытались  ответить. Практикумы разных форм позволили обобщить основные подходы к совершенствованию знаний и умений школьников.

Третья, заключительная, часть курсов – самая интересная. На смотре педагогического мастерства учителя провели мастер-классы из опыта своей работы.  Учителя не просто слушали и наблюдали, но и решали активно задачи,  обсуждали актуальные проблемы, предлагали свои подходы к решению сложных задач. Активность слушателей подтверждает их увлеченность и заинтересованность  в повышении мастерства.

 На заключительном этапе курсов активное участие приняли эксперты. Они проверили работы слушателей, выполненные в начале курсов в первый день и в конце после обучения. Проверочные работы включали задания из 2 части КИМов ЕГЭ. Светлана Иннокентьевна Степанова, председатель нашей предметной комиссии,  Матрена Ивановна Сидорова, эксперт,  представили  подробный анализ результатов проверочной работ. Показали и объяснили основные ошибки учителей, сделали свои замечания и предложения, ответили на вопросы учителей.

Неделя быстро пролетела. Слушатели довольны результатами курсов, особенно занятиями Марины Геннадьевны, практикумами  по решению задач, мастер-классами коллег. «Стали более уверенными, появились новые идеи», — пишут многие учителя. Общение с коллегами – единомышленниками в атмосфере сотрудничества  —  это же просто здорово!   Мы  продолжим  наше общение на последующих курсах повышения квалификации. Ведь по большому счету у учителей, экспертов и разрабочиков КИМов ЕГЭ есть общая цель –  совершенствование школьного химического образования, а потому залогом успеха будет наше взаимопонимание и сотрудничество.  Выражаем огромную благодарность Марине Геннадьевне и  будем ждать новых встреч с нею. По окончании курсов мы попросили Марину Геннадьевну ответить на несколько вопросов. Они будут интересны всем, особенно учителям химии, которые не смогли приехать на эти курсы.

1. Какие принципиальные изменения в этом году ожидаются в КИМах по химии?

В экзаменационной работе 2018 года принципиальных изменений по сравнению с работой 2017 года не предпринято. Незначительно изменён порядок следования заданий базового и повышенного уровней сложности в части 1 экзаменационной работы. Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня сложности этих заданий по результатам их выполнения в экзаменационной работе 2017 года. В части 2 экзаменационной работы увеличилось количество заданий с пяти (в 2017 г.) до 6 заданий (в 2018 г.). Несколько изменился формат предъявления условия задания 30, которое ориентировано на проверку элемента содержания «Реакции окислительно-восстановительные». Это задание связано единым контекстом (перечнем пяти веществ) с заданием 31. Усилена деятельностная основа этих заданий. Выполняя задания 30 и 31, экзаменуемые будут самостоятельно выбирать исходные вещества и прогнозировать продукты реакций между ними, а также показывать механизмы протекания реакций с помощью электронного баланса и ионных уравнений реакций. Подобные задания традиционно используются во всех видах контроля в школьной практике начиная с 9 класса.

2. Что можете сказать о результатах ЕГЭ по химии за последние годы?

Начиная с 2009 года экзамен по химии стабильно выбирают около 10 % выпускников образовательных учреждений Российской Федерации. Минимальный балл ЕГЭ по химии в 2017 г., как и в предыдущие годы, составил 36 тестовых баллов, ему соответствует 13 первичных баллов. Средний тестовый балл в 2017 году составил 55 т.б.

3. Что посоветуете учителям и выпускникам якутских школ?

За оставшееся до экзамена время выпускникам под руководством учителей надо систематизировать полученные на уроках химии знания, сформировать прочные умения применять теоретические положения для выполнения заданий, различающихся по типам и уровням сложности. Посоветую выпускникам тщательно анализировать условие каждого задания, чтобы понять знание какого теоретического материала надо применить при его выполнении.

4. Будет ли перекрестная проверка в этом году?

Да, такой вид работы планируется.

5. Ожидаются ли изменения в системе оценивания предметных результатов?

Кардинальных изменений в системе оценивания выполнения работы в целом не будет, так как в целом структура экзаменационной работы сохранена.

6. Каковы впечатления от работы с якутскими учителями и экспертами?

Мне было очень приятно работать с учителями, которые присутствовали на учебе. Спокойно и внимательно учителя слушали мои пояснения по экзаменационной работе. Их вопросы по ходу моего выступления показали, что коллеги хорошо знакомы со всеми методическими приёмами работы по подготовке учащихся, многие учителя могут поделиться своим богатым педагогическим опытом с коллегами. Надеюсь, что и у хозяев осталось благоприятное впечатление о нашей встрече. Желаю коллегам успешной работы, хороших ученических результатов, удовольствия от своего нелёгкого, но интересного труда! Особую признательность хочу высказать Галине Ивановне и Анне Николаевне. Благодаря им состоялась наша совместная плодотворная работа. Спасибо за радушный приём и заботу!

Анна Матаннанова,

заведующая кафедрой естественно-научного образования

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *