Неделя география в Республике Саха (Якутия) продолжается

Краеведческие учебные пособия и атласы:

разговор педагогов Республики

В рамках недели географии в Институте развития образования и повышения квалификации состоялся вебинар с педагогами из разных районов Республики. Тема вебинара «Краеведческие учебно-методические комплексы локального уровня: опыт разработки и применения, перспективы в формировании региональной идентичности» связана с проблемой создания краеведческих учебно-методических комплексов к курсу «Родной край» в 5 классе.

Проект по созданию краеведческих учебно-методических комплексов реализуется с 2002 силами преподавателей Института естественных наук реализуется и называется «Создание краеведческих учебных пособий и атласов локального уровня для курса «Родной край» (5 класс) как основы реализации вариативного компонента базисного учебного плана общеобразовательных учебных учреждений Республики Саха (Якутия)».

Изданные краеведческие пособия и атласы  имеют большое значение  в воспитании у юного поколения и всех жителей улуса (района, города) чувства любви и гордости за родной край, достижении высокого уровня национально-культурной и региональной идентичности. Общеизвестно — только то, что знаешь, можно полюбить и беречь. Кроме того, использование краеведческих атласов, подготовленных на уровне, приемлемом не только для школьников, но и для более широкого круга читателей, создает положительный имидж улусов (районов, городов) Республики Саха (Якутия) для развития внутреннего и внешнего туризма.

Учителя всех улусов (районов) Якутии на протяжении многих лет (1992-2002) вели краеведческий курс локального уровня без какого-либо учебно-методического обеспечения, кроме программы, что значительно снижало эффективность обучения.

Главной целью вебинара было – показать, как создаются и используются краеведческие учебно-методические комплексы,  формировать интерес к созданию творческих групп в районах.

 Участники вебинара рассказали историю создания УМК, поделились опытом сбора материалов, кратко представили методику использования пособий и атласов.

Заслушали 12 выступлений руководителей временных творческих (ВТК) и авторов краеведческих учебно-методических комплексов (УМК).  На вебинаре  выступили с сообщениями представители 6 улусов (Абыйский, Амгинский, Вилюйский, Мегино-Кангаласский, Нюрбинский, Сунтарский), в которых разработаны полные краеведческие комплекты, а также руководители ВТК, преподаватели СВФУ (табл.).

 

Таблица

Руководители временных творческих коллективов учителей по созданию краеведческих комплексов

№ п/п Улусы, в которых созданы или создаются краеведческие УМК локального уровня Руководитель ВТК
1 Абыйский, Амгинский, Вилюйский, Мегино-Кангаласский, Намский, Олекминский, Сунтарский Кривошапкина О.М., профессор педагогического отделения ИЕН, д.п.н.
2 Нюрбинский, Чурапчинский *Пахомова Л.С., доцент эколого-географического отделения ИЕН, к.п.н.
3 Верхневилюйский Николаев П.Н., директор якутского филиала ВО «Знание», к.п.н.
4 Кобяйский, Усть-Алданский Иванова С.А., доцент эколого-географического отделения ИЕН, к.п.н.
5 Хангаласский Гнатюк Г.А., профессор эколого-географического отделения ИЕН, к.г.н.
6 Оленекский Данилов Ю.Г., профессор, руководитель образовательных программ по географии ИЕН, к.г.н.
7 Горный Кривошапкина О.М., профессор педагогического отделения ИЕН, д.п.н., Саввинова А.Н., доцент эколого-географического отделения ИЕН, к.г.н.
*автор первого учебного пособия по курсу «Родной край»

Учитель истории из Амгинского улуса Захарова В.И. рассказала об авторской концепции исторического раздела краеведческого атласа. Учителя географии из Мегино-Кангаласского улуса Шадрина В.Г. и Петрова С.Е. поделились со слушателями опытом проведения экспедиций по сбору материала для учебника и атласа, особенно, для наслежного раздела поаледнего.

Вопросам подготовки иллюстративного материала посвятили свои выступление директор якутского филиала ВО «Знание» Николаев П.Н. и учитель географии из Вилюйска Петров Н.П.

Об особенностях создания авторских макетов карт атласа рассказала Мартынова С.Г. из Сунтарского улуса. Ссекретами сбора материалов из внешних источников поделилась доцент СВФУ Иванова С.А.

Несколько участников вебинара осветили вопросы использования краеведческих УМК для формирования региональной идентичности – это учителя географии из Нюрбинского и Абыйского районов — Васильев Г.Н. и Слепцова А.Д. соответственно.

Профессор СВФУ Данилов Ю.Г. поднял наиболее острый вопрос в реализации проекта – сложности его финансирования.

Несмотря на финансовые сложности и организационные преграды на пути к созданию краеведческих учебников и атласов, участники вебинара с удовлетворением узнали, что к настоящему времени создано 9 полных краеведческих УМК (программа, учебное пособие, атлас) локального уровня для улусов республики (Абыйский, Амгинский, Вилюйский, Кобяйский, Намский, Нюрбинский, Таттинский, Сунтарский и Олекминский), еще для 3-х улусов изданы атласы (Верхневилюйский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский), для 2-х улусов – учебные пособия (Хангаласский, г. Якутск). Несколько улусов начинали работу над своими УМК, но, за отсутствием финансирования, приостановили свою деятельность (Горный, Оленекский, Усть-Алданский), еще часть муниципальных образований проявила интерес к их созданию (Верхоянский, Оймяконский, Среднеколымский). Таким образом, 22 административные единицы Якутии задействованы в проекте.

Таким образом, участники состоявшегося вебинара: ученые СВФУ, учителя, методисты, педагоги,  студенты СВФУ и  все, кто заинтересован в проекте — получили удовлетворение от того, что впервые собрались и обсудили важные вопросы, связанные с продвижением и планируемым завершением этого важного дела, способствующего формированию региональной идентичности учащихся Якутии.  Всех, кто заинтересовался, приглашаем на семинары и практикумы на курсах повышения квалификации, на консультации и другие формы общения и сотрудничества.

 

Автор и руководитель проекта

д.п.н., профессор СВФУ

 Кривошапкина Ольга Милентьевна.

   ]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *