Политехническое образование в Республике Саха (Якутия)

В рамках «Февральского совещания работников образования и науки Республики Саха (Якутия)»  7 февраля 2017 г. в Зале ученого совета Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II состоялся Круглый стол «О концепции политехнического образования в Республике Саха (Якутия)». Всего в работе Круглого стола приняло участие 69 человек. Вначале был прослушан отчет о проделанной работе по разработке Проекта концепции политического образования.

Тен Е.Б.,  начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия):

«В Министерстве образования и науки Российской Федерации сегодня обсуждаются вопросы не просто политехнического образования, речь идет уже об инженерном образовании. В республике сегодня разрабатывается и находится на стадии согласования «Проект развития образования до 2050 года». Проект надо рассматривать с точки зрения политехнизации в образовательной среде. Оглашаю цель круглого стола: обсуждение проекта Концепции «О политехническом образовании в Республике Саха (Якутия)». При обсуждении концепции и внесении изменений каждый имеет право высказать свое мнение. В конце работы Круглого стола мы должны принять резолюцию и создать координационный центр».

Главный специалист отдела развития общего образования Сивцева М.В.  напомнила о том, что  в октябре поступил запрос в Министерство образования об уточнении школ, имеющих политехническую направленность и на каком основании они финансируются. Статистические данные на начало 2015-2016 следующие:                                                                                                                                                                                         в республике 104 школы политехнического направления,  из них 60% получают дополнительное финансирование  в 15%, 20%, 40%.

Политехническое обучение (по К. Марксу) знакомит с основными принципами процессов производства и одновременно даёт ребенку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. Политехническое образование (ПО)‒ это принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов,  выступающий как фундамент последующей профессиональной подготовки. Спрос на рабочие профессии растет, намного превышая потенциальное число имеющихся специалистов. Инновационный подход в решении данной проблемы может быть реализован при  политехнической школе (ПШ), осуществляющей интеграционные процессы. Идея создания «Политехнических школ» позволит сделать первый шаг в этом направлении. Концепция политехнического образования направлена на то, насколько эффективно будет осуществляться решение вопроса подготовки рабочих, технических специальностей и инженерных кадров. Требуется разработка нормативно-правовой законодательной базы, заключение договора между участниками данного проекта, включая заказчика на рынке труда, совершенствование и обеспечение материально-технической базы школ, повышение квалификации преподавательского состава. Также следует разработать научно-методическое сопровождение по реализации содержания политехнического образования на интегральной основе и проводить анализ качества подготовки профессиональных рабочих кадров и инженерного состава в условиях требований современного рынка труда.

Романов Н.Н., доцент СВФУ: «В истории человечества было 2 попытки политехнического образования (ПО): в 80-е годы — попытка создать один предмет с политехническим направлением «Основы производства. Выбор профессии».  Было предложено создать «Единую трудовую школу», т.е  «растворить» ПО во все учебные предметы. Я вижу два теоретических варианта идеи создания политехнической школы (ПШ):

1. Если есть Концепция, надо видеть те условия, которые могут создать модель ПШ;

2. Перейти к конкретным технологиям  ПО.

Данилов И.И.,  директор «Строительного рынка», депутат Городской Думы: «Принятие Концепции – важное событие для республики и для будущего поколения. Я согласен с Романовым Н.Н.  Хотелось бы, чтобы данная Концепция была приземленной. Считаю, хорошим примером послужит сотрудничество с бизнесом. Предлагаю организовать технопарк при Дворце детства».

Тимофеева Н.К., директор МАОУ «Саха политехнический лицей», депутат Городской Думы,  ознакомила с работой некоммерческого партнерства сети школ с политехническим направлением (40 школ в республике).  Отметила, что специалистов надо развивать со школьной скамьи.

Колмакова О.В., директор Нижне-Бестяхской средней школы Мегино-Кангаласского улуса,  ознакомила с работой сети политехнических образовательных организаций Мегино-Кангаласского улуса (10 школ).

Во II части Круглого стола  участники ознакомились с содержанием Концепции: о принципах партнерства, идейной поддержке, о кластерном подходе, обсудили проблему нехватки кадров.

Матвеевым А.И., специалистом Института горного дела, внесены предложения обучать  профильным дисциплинам, специальным предметам, как  «Основы научных познаний», «Введение основ предпринимательства».

Также предложено проводить большую  просветительскую работу среди родителей с привлечением СМИ, целенаправленно работать на уровне Министерства,  включить проект ПО в программу «Портфель проектов Правительства в системе образования», создать «Мегасайт».

Баишевой М.И., заведующей кафедрой физико-математического образования ИРОиПК, высказано мнение о том, что результаты ЕГЭ в школах с политехническим образованием всегда высокие, поэтому идея расширения сети политехнических школ поддерживается руководством ИРОиПК и педагогами.

Андреев А.М., главный специалист,Министерства профессионального  образования РС(Я)  предложил заключать договора с кафедрами СВФУ,  а  в Концепцию включить перечень деятельности  ССУЗ.

МихалеваО.И., заместитель директора ИРОиПК, предложила пересмотреть содержание Концепции, создать временный творческий коллектив по разработке концепции, взять во внимание опыт агрошкол.

В конце работы Круглого стола единогласно принята  резолюция, включающая пункты:

1.​ Принять за основу проект «Концепции политехнического образования в Республике Саха (Якутия)»;

2.​ Создать временный творческий коллектив  с участием представителей власти, науки и бизнеса по доработке Концепции политехнического образования при Министерстве образования и науки РС (Я);

3.​  Направить Сивцевой М.В. список кандидатур во временный творческий коллектив до 10.02. 2017 года;

 4.​  Направить Тимофеевой Н.К. согласованные предложения до 15.02.2017 года;

5.​ Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон «Об образовании» РС(Я).

Работа Круглого стола отмечена как содержательная и продуктивная.

Д. Санникова, Отдел по связям с общественностью

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *