В МГУ имени М.В.Ломоносова прошел II Всероссийский съезд учителей географии

Впервые съезд преподавателей географии России состоялся в 1915 году и прошел в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей РГО Дмитрий Анучин.

Спустя через 96 лет I Съезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве и также был организован при поддержке Русского географического общества.

Второй Всероссийский съезд учителей географии состоялся 2-3 ноября 2016 г. В его работе приняли участие более 550 учителей географии, методистов, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.

Накануне, 1 ноября, в школе им. А.Островского с углубленным изучением английского языка проходила Учредительная конференция по организации ВОО «Российская ассоциация учителей географии» как самостоятельное юридическое лицо. Президентом РАУГ является А.А. Лобжанидзе –  дпн, кгн, профессор кафедры экономики и социальной географии МПГУ, автор линии УМК по географии 5-6 классов. В 2001 году А. Лобжанидзе приезжал в Якутск, для участия на I Форуме географов, где была создана региональная ассоциация РАУГ. Вместе с ВОО «РГО», с фондом поддержки образования «Ноосфера» РАУГ проводит большую работу среди школьников и учителей. Так, по этой линии, учащиеся республики стали участниками Гранта РГО по проектам: «Школьные экспедиции к объектам наследия ЮНЕСКО» — 2012г., «Живые родники России» — 2014 г., «Мозаика культур малых народов России» — 2015 г. В 2014 году участвовали в проекте создания учебных фильмов «Регионы России». В 2015 г. группа победителей олимпиад и НПК по предмету были приглашены в профильную группу РГО в МДЦ «Артек». Наши школьники постоянные участники конференций Полярной Академии в С-Петербурге.

Организаторами II Всероссийского съезда учителей географии выступили МГУ им. М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

Для участия в работе II Всероссийского съезда учителей географии по решению Совета ЯРО РГО были утверждены  четыре представителя учительской общественности:

—  Михайлова Т.В., учитель географии МОБУ «ЯГНГ», Почетный работник общего образования РФ – делегат;

—  Сальва Н.Н., учитель географии СОШ №23 г. Якутска, Отличник образования РС(Я) – участник;

— Яковлев Б.С., учитель географии МБОУ «Эмисская СОШ им. В.М. Новикова-Күннүк Уурастырова», Амгинского района, победитель Республиканского конкурса молодых учителей географии – участник;

—  Захаров Н.С., учитель географии МБОУ «Амгинский лицей им. академика Л.В. Киренского», обладатель Знака «Надежда Якутии» – участник.

Основной темой съезда стало обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации. До начала съезда проект Концепции широко обсуждался научным сообществом и педагогами, в т.ч. на совместном заседании кафедры географии, кафедры МПБГХ СВФУ и учителей г. Якутска, где были внесены предложения к документу.

Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, открывая съезд, признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде – в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний». Он также отметил, что съезды учителей – традиция в нашей стране, и такие события всегда происходили «в орбите Московского Университета».

На пленарном заседании съезда 2 ноября 2016 г. академик РАН, президент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент Русского географического общества Н.С. Касимов озвучил проблемы, которые особенно волнуют учителей:

— сокращение часов географии в школе;

— положение географии в структуре испытательных процедур (то, что география является необязательным предметом, значительно уменьшает поток возможных желающих получить географическое образование);

— отсутствие обязательных вступительных испытаний по географии при приеме на географические специальности педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки, таких как «Экономика», «Туризм» и др. (сегодня в качестве вступительных экзаменов на географические специальности педагогических вузов сдается обществознание, а не география);

— реорганизация вузов, от последствий которой страдает как сама географическая наука, так и методика преподавания географии.

 «Та конструкция, которая сложилась в стране с образованием, достигла критического уровня. Все нововведения, или большинство из них, не приводили к желаемым результатам, и, может быть, география явилась одним из тех индикаторов, в силу ее положения, которое и говорит о том, что система не способствует развитию, в том числе отдельных сфер образования», — отметил Н.Касимов.

Выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, который дал оценку результатов ЕГЭ и сообщил, что тот незначительный выбор школьников географии на ЕГЭ в этом учебном году планируют компенсировать Всероссийской проверочной работой по предмету.

Далее, основные положения Концепции обсуждались на тематических круглых столах. Были рассмотрены вопросы модернизации содержания и методики преподавания географии, разработки нового стандарта и оценки качества географического образования, система подготовки повышения квалификации педагогических кадров, сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей, а также современные образовательные технологии в практике преподавания географии, роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников, система дополнительного географического образования и школьные олимпиады, новые УМК и информационно-образовательные ресурсы в практике обучения.

Новая концепция преподавания географии предполагает изменение образовательных стандартов и создание принципиально новых учебников. В 8 — 9-х классах предполагается дополнительно к «обычной» географии ввести курс «географии родного края» по одному часу в неделю. А. Лобжанидзе здесь отметил Республику Саха (Якутия), где создаются УМК по изучению своего края, своего наслега и с трибуны выразил уважение д.п.н., профессору СВФУ Кривошапкиной О.М. В 10 — 11 классах изучение географии должно стать обязательным. Будет усилена практическая часть уроков. Географию планируют включить в перечень обязательных экзаменов для выпускников 9 и 11 классов. Вступительные испытания по этому предмету появятся и в вузах. Например, для тех, кто будет обучаться по направлениям «Экономика», «Туризм», «Международные отношения».

3 ноября, на закрытии съезда, участвовали Президент ВОО «РГО», министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу, министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева. С.Шойгу в своем выступлении отметил, что  разработать Концепцию поручил Президент России Владимир Путин.

– Мы довольно плотно и основательно работали с разными структурами, которые так или иначе серьезным образом влияют на развитие географического образования. Это и Академия наук, и Ученый совет РГО, в который, на наш взгляд, входит действительно цвет нашей географической науки, и, безусловно, преподавательское сообщество, которое могло ознакомиться с Концепцией на сайте, – подчеркнул Президент РГО.  Мы с Ольгой Юрьевной настроены на то, чтобы как можно быстрее провести ее в Правительстве.  Но нам всем нужно понимать, что Концепция – это лишь начало пути. Дальше предстоит очень большая работа, работа и над учебниками, и над учебными программами, и многое-многое  другое…

Министр образования и науки О.Ю. Васильева в своем выступлении сказала, что разработанный проект Концепции должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели.

О введении обязательного экзамена по географии в 9 и 11 классах министр заявила, что  эта инициатива хорошая, но требует детального обсуждения, в том числе и финансового.

В ходе своего выступления О.Ю. Васильева остановилась на необходимость усиления воспитательной составляющей предмета, о воспитании патриотизма на уроках географии, о необходимости знания географии и истории своей Родины. Министр уделила большое внимание на качество оснащения кабинетов географии в школе: «Кабинет географии в школе должен быть хорошо оснащен, у учителя должен быть весь перечень необходимых инструментов обучения».

Все эти аспекты нашли отражение в резолюции Всероссийского съезда учителей географии, которая была принята большинством голосов. По итогам работы Съезда финальная версия Концепции будет направлена в Правительство РФ на утверждение.

В завершение С.К. Шойгу наградил лучших популяризаторов географии: учителей, педагогов дополнительного образования и преподавателей вузов-тренеров, которые готовили сборную команду РФ по географии к выступлению на международной олимпиаде.

– Мы услышали все предложения, изложенные Вами. Все они без исключения интересны и важны. Нам предстоит большая, но очень интересная работа. Я желаю Вам новых открытий, экспедиций и времени для осуществления мечты,  –  сказал Сергей Шойгу, завершая выступление.

В ответ педагоги встали и запели «гимн географов» – песню  «Глобус».  Знакомые слова про параллели и меридианы подхватили все присутствующие в зале, включая Сергея Шойгу, Ольгу Васильеву, Виктора Садовничего  и Николая Касимова.

                                Т. Михайлова, доцент rафедры естественно-научного образования

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *