Решать химические задачи трудно, но интересно (о курсах повышения квалификации учителей химии)

Курсы повышения квалификации учителей, посвященные Единым государственным экзаменам, в нашем институте всегда актуальны. С 31 октября по 5 ноября прошли очередные курсы  для учителей по теме  «Подготовка к ЕГЭ по химии выпускников образовательных организаций», направленные на совершенствование теоретических знаний учителей и их методическую компетентность  в планировании учебного процесса, в обучении решению заданий КИМ-ов ЕГЭ.

Из Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Мегино-Кангласского, Кобяйского, Намского, Таттинского, Усть-Алданского, Хангаласского, Чурапчинского улусов и г. Якутска приехали 22 учителя.  В основном это молодые учителя  (8 слушателей), имеющие педагогический стаж менее 5 лет. Например, молодая учительница из Верхоянского района Иванова Диана Александровна, работающая в школе всего второй год, успела проявить в районе грамотность и компетентность по своему предмету. По приезду в улус проведет для учителей химии районный семинар по методике решения задач.

Приехали и опытные учителя, которые работают в школе более 25 лет и приезжают на такие курсы почти ежегодно: Шарина Анна Кимовна (Майинская СОШ), Егорова Тамара Яковлевна (Покровская СОШ), Кондратьев Петр Михайлович (Чымнайская СОШ Таттинского улуса), Семенова Розалия Иннокентьевна (Борогонская СОШ Вилюйского улуса). Эти учителя успешно решают КИМ-ы ЕГЭ и владеют разными способами решения сложных химических задач.

В программе курсов — теоретические вопросы из общей и органической химии, практикумы по планированию и методике обучения, педагогическая мастерская. Программа составлена с учетом запроса слушателей, а также на основе  анализа  проверочной работы, проведенной в первый день курсов.

Проверочная работа включала задания КИМ-ов ЕГЭ. В первой части были представлены 28 вопросов  базового уровня сложности (задания с выбором ответов) и во второй части – задачи высокого уровня сложности (составление окислительно-восстановительных реакций и решение комбинированных задач по уравнениям реакций).

Как показывают результаты опроса и  проверочной работы, слушатели имеют разный уровень теоретической и  методической подготовленности. К сожалению, задачи высокого уровня сложности сумели решить только часть  слушателей – учителя,  имеющие определенный        опыт в подготовке школьников к ЕГЭ.  Из 22 слушателей задания базового уровня без ошибок или с одной ошибкой решили только 5 человек. Задачи высокого уровня смогли решить только 2 учителя.

Методикой решения задач высокого уровня сложности, как отмечалось выше, большинство молодых учителей не владеет. Поэтому больше времени на занятиях ушло на разбор способов решения разных типов задач из части второй КИМ-ов ЕГЭ.

Наиболее эффективным способом совершенствования умений решать задачи является, как показывает наш опыт организации курсов, работа в группах, где они имеют возможность обсудить решение задачи, разобрать ошибки, помочь друг другу в овладении некоторыми  навыками.  На практикумах многим молодым коллегам было нелегко, но, тем не менее, все работали активно и увлеченно.

Курсы завершились второй проверочной работой.  Результаты  улучшились и по первой части (базового уровня), и по второй части (высокого уровня) КИМ-ов. С задачами высокого уровня сложности справились 12 слушателей, что на 10 больше, чем в первой проверочной работе. Для более эффективной работы каждый слушатель вёл записи в своей маршрутной карте. По ходу работы  они фиксировали в ней свои запросы и предложения, отмечали ресурсы, которыми располагают, а также проводили рефлексию  по итогам учебного дня.

Что касается теории, как и ожидалось, учителя испытывают трудности в основном в вопросах закономерностей химических реакций, электролизу, механизмам органических реакций.

То, что результатами курсов  слушатели остались довольны, подтверждается их рефлексией в маршрутных картах. Многие из них планируют приехать на следующие  курсы повышения квалификации. Это произойдет уже весной следующего года.

Рефлексия слушателей  

Усвоила  много полезных приемов, в особенности по решению С-задач и цепочкам превращений органических веществ. Узнала, как определять степень окисления атомов в органических веществах. Оказывается, задачи с несколькими химическим реакциями, действительно, проще решать через количество вещества.

Васильева Мария Егоровна,

учитель химии Покровской многопрофильной гимназии

Решать задачи было трудно, но очень интересно. Научилась определять степени окисления в органических веществах. С уравнениями окислительно-восстановительных реакций пока сложновато: нужно еще отработать. Курсы прошли интересно и полезно. Очень понравилась педагогическая мастерская!

Васильева Сусанна Борисовна,

учитель биологии и химии Мугудайской СОШ

Узнала, что такое кодификатор и спецификация. Понравилось всё, особенно решение задач (хотя все равно затрудняюсь) и групповая форма практикума. Было полезно узнать методику объяснения  по заданиям из части 1.

Моякунова Иванна Аркадьевна,

учитель химии и географии Ойской СОШ  Хангаласского района

 

Получила хорошую помощь по темам «Окислительно-восстановительные реакции», «Электролиз». Понравилось решать задачи с помощью систем уравнений. Было  интересно в педагогической мастерской. Оцениваю опыт коллег на 100 баллов.

Николаева Розалия Васильевна,

учитель биологии, химии и географии Люксугунской СОШ Кобяйского района

 

Я не пожалела, что пришла на эти курсы. Доступное объяснение методики решения задач, доскональный разбор разных способов решения, множество примеров помогли совершенствовать наши умения.

Узнала много  интересных приемов из опыта учителей и преподавателей, которые работали с нами. Был постоянный диалог между куратором и слушателями – это мне очень понравилось.

Особенно интересно было на практикуме, когда мы решали задачи в группах. Сообща находили ошибки, исправляли их и закрепляли умения.

Власюк Акулина Григорьевна,

учитель химии СРШ №32,  г. Якутск

Прошли очень насыщенные и познавательные курсы. Занятия организованы таким образом, чтобы в активную работу вовлекались все участники курсов. При этом делились своим опытом, задавали друг другу вопросы, по которым испытываем трудности.

Думаю, что курсы оказались полезными и для молодых коллег, и для опытных.

Гермогенова Сардана Юрьевна,

учитель химии Покровской СОШ №2 Хангаласского района

Практики было очень много – это самое главное. Получила большой заряд энергии! Освоила новые способы решения сложных химических задач. Очень довольна результатами курсов.

Васильева Татьяна Лукинична,

учитель химии Хоринской СОШ Верхневилюйского района

Занятия на курсах были очень интересные.  Уже без трудностей могу определять недостающие вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Вспомнила механизмы органических реакций. Научилась определять степени окисления атомов в органических веществах.

Познакомились с коллегами из других школ. Опытные учителя помогали в овладении методикой решения химических задач. Обязательно приеду еще раз.

Иванова Диана Александровна,

учитель химии Батагайской СОШ Верхоянского района

 

Все занятия прошли очень эффективно. Освоила более простые способы решения химических задач. Особенно полезными были практикумы и лекция по механизмам  органических реакций. Каникулы прошли с большой пользой.

Шарина Анна Кимовна,

учитель химии и биологии Майинской СОШ

 

Курсы полезные, особенно для молодых. Опытные учителя решают сложные задачи очень быстро, поэтому иногда было нелегко за ними угнаться.

Я совершенствовала свою теоретическую и практическую подготовленность. Дома нужно будет много упражняться, чтобы приехать в следующем году более подготовленной.

Платонова Ньургуйаана Николаевна,

учитель химии СОШ №13 г. Якутска

Прошли очень хорошие курсы. Узнала много нового: типичные ошибки выпускников на ЕГЭ по химии, новые способы решения задач. Научилась решать задачи с помощью системы уравнений. Было интересно в педагогической мастерской, где опытные учителя дали много полезной информации. Жалко, что курсы закончились так быстро!

Сивцева Вера Ивановна,

 учитель химии и биологии Абагинской СОШ Амгинского района

 

Я очень довольна результатами курсов, потому что все занятия были продуктивные. Оказывается, есть разные способы решения химических задач по уравнениям реакций.

Богдокумова Марианна Валерьевна,

учитель биологии и химии Якутской кадетской школы-интерната

  Матаннанова А.Н., руководитель курсов, заведующая

  кафедрой естественно-научного образования

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *