Учителя-естественники и их ученики — в педагогической мастерской «Учимся вместе»

Учителя биологии, химии и географии в очередной раз собрались для совместного поиска путей сотрудничества в решении актуальной проблемы современной школы – формировании профессионального самоопределения старшеклассников. Учителя- естественники готовят своих учеников к профессиям, которые связаны, в первую очередь, с предметом преподавания. Чаще всего это врачи, технические специалисты, биологи, экологи, химики. Среди них редко встречаются педагогические  профессии, например, учителя биологии.

  Как показывает практика, выпускники школ выбирают педагогические специальности по стечению обстоятельств без особого желания, например, в том случае, если не могут поступить в медицинские вузы.   Окончив ВУЗ, большинство из них все-таки приходит работать в школу, может быть, без особого желания.

 С целью подготовки выпускников школ к осознанному выбору профессии учителя кафедра естественно-научного образования начала реализовывать проект «Педагогические мастерские как способ сопровождения учащихся в выборе профессии учителя». Идея проекта заключается в выявлении талантливых учащихся и  сопровождении их в профессиональном самоопределении,  подготовке  их к сдаче единых государственных экзаменов и поступлению в СВФУ на кафедру методики преподавания биологии, химии и географии и дальнейшее сопровождение молодого учителя в формировании ключевых профессиональных  компетенций.

21-22 сентября кафедра естественно-научного образования организовала необычный семинар с участием учителей и их учеников, назвав его Педагогической мастерской «Учимся вместе».  Задачи семинара:

  • познакомить  старшеклассников  с творчеством учителей-естественников;

  • формировать у старшеклассников интерес к естественным  предметам;

  • создать условия для формирования ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации учащихся;

  • формировать интерес к профессии учителя.

Программа педагогической мастерской была очень насыщенной: мастер-классы учителей, тренинги, экскурсия по лабораториям Института естественных наук,  встреча с преподавателями  и студентами кафедры методики преподавания биологии, химии и географии, интеллектуальный марафон и педагогические практикумы, где учащиеся пробовали себя в роли будущих учителей.

В работе педагогической мастерской приняли участие 14 учителей и 20 учащихся 9-11 классов из разных  районов Республики (Таттинский, Усть-Алданский, Намский, Амгинский, Кобяйский, Горный, г. Якутск).

 По приезду участники мастерской представили свою школу, рассказали кратко о себе, ответили на вопросы по проблеме педагогической мастерской: Нравится ли профессия учителя и почему? Каким должен быть современный учитель? Какие профессии выбирают  Ваши выпускники?

Радуют такие ответы: «От работы с детьми я получаю удовольствие. «Живешь» с учениками, чувствуешь себя всегда молодым, бодрым. Быть учителем — это мое призвание. Люблю общаться с детьми».

Как и предполагали, профессию учителя выпускники школ выбирают редко. Учителя-естественники в основном готовят своих учеников к профессиям, связанным с медициной, сельским хозяйством и  техническими специальностями.

Из 20 приехавших  старшеклассников медицину выбрали 6 чел, педагогические специальности – 7 чел, остальные не знают или выбрали другие профессии. Профессия учителя привлекает 11 человек. На вопрос «каким должен быть современный учитель?» получены ответы: образованный, внимательный, активный, понимающий, креативный, любящий свою профессию, должен подавать пример, строгий, высококвалифицированный, любит свой предмет, хорошо объясняет, любить детей, умный, знает свой предмет, в меру строгий и добрый, интересный, спокойный, говорит понятно, быть в курсе всего, добрый, человечный, толератнтный.

Учителя представили своим учащимся 8 интересных мастер-классов. Учащиеся   получили знания по предмету, обучились полезным в жизни умениям, а также приняли участие с учителями в обсуждении уроков (пока в письменной форме). По отзывам учащихся учителям присуждены номинации.

1

ФИО
Тема мастер-класса
  Ответы учащихся на некоторые вопросы
Номинация учителя
Что понравилось?
Чему научились?
В чем мастерство учителя?
2
Местникова Марианна Владимировна
Технология «Сатабыл»
Интересная технология
самооценке своей деятельности
учит тому, что пригодится в жизни
Учитель-методист
3
Дьячковская Мария Олеговна
Строение глаза
органы чувств
Экспериментальные опыты
Научились различать цвета, проводить упражнения для профилактики глаз
умение общаться, индивидуальность
Креативный учитель
4
Ньургустана Ивановна
Коррозия металлов
Игра»Крестики-нолики»,
творческий подход к уроку
аналогии
отношение к учащимся, владеет цифровыми технологиями, индивидуальный подход к ученикам
Творческий учитель
5
Морозова Ольга Ивановна
Типы экономических систем
сценка, работа в группах,
творческий подход
отличать экономические системы
активность и знание своего предмета, доброта, харизматичность, отзывчивость
Учитель-профессионал
6
Львов Евгений Михайлович
Учимся решать задачи по химии
Презентация, решать задачи
решать задачи двумя способами
все расписывает  подробно, отличная память, мобильность, в локаничности объяснения
Учитель- профессионал
7
Данилова Мария Прокопьевна
Генетические основы проявления признаков человека
групповая работа, оригинальность
выявлять характер наследования признаков
методика преподавания, креативность, умение заинтересовать учащихся
Учитель-исследователь
8
Дубовский
Павел Андреевич
Формирование картографических умений на уроках географии
атмосфера урока
работать с картой
четко ясно объясняет, демократичные отношения с учащимися и коллегами
Учитель-практик
9
Григорьева Матрена Васильевна
Путешественники-исследователи-первопроходцы
Всё. Игра в группах интересная презентация
Работать с картой
умение общаться, доброта
Учитель-энтузиаст

У всех осталось положительное впечатление от участия в педагогической мастерской. Андросова Кюннэй: «Хотелось бы еще остаться на 2-3 дня. Понравились мастер-классы, игры, ребята». Никифорова Ефросинья: «Удивление». Архипова Татьяна: «Позитивные эмоции, познакомилась со сверстниками из разных школ. Было весело. Узнала много нового». Слепцова Ира: «Было интересно и познавательно.

Что узнала о профессии учителя? Методику преподавания, обязанности учителя». Агаева Лейла: «Быть учителем трудно, но интересно. Учитель всегда молод!». Колесова Виктория: «Учитель должен быть интересным, уверенным в себе, позитивным». Львова Ирина: «Учитель – творческая личность, всегда молод». Алексеев Александр: «Учитель должен быть ответственным и креативным». Конников Артем: «Учитель  как второй родитель помогает своим ученикам». Архипова Татьяна: «Учитель может использовать разные способы объяснения нового материала на уроке». Егоров Алексей: «Я в детстве всегда думал, что профессия учителя очень легкая. Но недавно я осознал, что это не так, а сегодня я поставил точку». Андросова Кюннэй: «Профессия учителя очень ответственная, например, уроки, нужно планировать по минутам».

Изменилось ли твое отношение к профессии учителя?. Ответ  дали 14 учащихся. Егоров Алеша решил, что, может быть, станет учителем физики, химии или физкультуры. Уйгурова Люба пишет: «Эти курсы помогли мне посмотреть на работу учителя под другим углом».  Львова Ира: «Вначале я думала, что учителя только учат, но оказалось что это не так. Учителя – это всегда очень интересные люди». Колесова Виктория: «Теперь я буду внимательно слушать учителей на уроках». Местников  Денис окончательно решил, что станет учителем химии.

 По итогам интеллектуального марафона и практикумов учащимся присуждены номинации.

Фамилия, имя учащегося
Школа
Класс
Номинация
Конников Артем
Амгинская СОШ
10
Лучший биолог
Уйгурова Любовь
СОШ №17
11
Лучший географ
Никифорова Ефросинья
СОШ №9
10
Лучший естественник
Андросова Кюннэй
Таттинский лицей
11
Лучший естественник
Львова Ирина
Таттинский лицей
11
Лучший естественник
Архипова Таня
Амгинская СОШ 2
10
Педагогический дебют
Местников Денис
Соттинская СОШ
11
Педагогический дебют
Мунтьянов Юрий
Якутская кадетская школа-интернат
10
Педагогический дебют

 В конце педагогической мастерской участники в тесном кругу обменялись впечатлениями, обсудили результаты и поговорили о планах на будущее. С учащимися, которые выберут педагогические специальности, учителя продолжат общение. Это могут быть консультации, спецкурсы и другие формы, которые  помогут старшеклассникам в подготовке к  будущей  профессии. Кафедра естественно-научного  образования будет  искать  другие  способы  работы с будущими  учителями.  Это может быть координация  деятельности  с  другими кафедрами  института,  в  первую  очередь,  с  методистами-предметниками.

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *