Новые способы повышения квалификации: педагогические сообщества учителей

намцы  октемцы  техтюр  хатассы

Выездные семинары учителей (чтобы просмотреть нажмите на ссылки)

В области современного образования актуально повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и федеральным государственным образовательным стандартам. В основу развития системы образования заложены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъект-субъектном взаимодействии со всеми участниками, когда все участники являются субъектами этого процесса. Модель непрерывного педагогического образования в Образовательной инициативе РС(Я) — 2030 «Образование, открытое в будущее»  будет выстроена с целью формирования педагога, субъекта социально значимой деятельности.  Система работы учителя по такой модели предполагает моделирование дорожной карты профессионального роста, предусматривающей выявление проблемных зон; определение путей восполнения дефицитов; стажировку в сетевых базовых учреждениях или у сетевого педагога – наставника (по выбору).

Эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъект-субъектном  взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса.

Можно выделить несколько видов взаимодействия, применяемых в профессиональных педагогических и методических сообществах. В первую очередь сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов, совместной выработке концепций, моделей и нормативно-правовых документов.

Под сетевым взаимодействием понимается способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

Традиционные курсы повышения квалификации, когда все слушатели обучаются по заранее разработанным образовательным программам методистов, не позволяют педагогу стать субъектом совершенствования своего мастерства. Учителя приезжают на курсы — слушают лекции, активно участвуют на практических занятиях и разъезжаются, иногда даже не познакомившись с коллегами из других школ. То есть они, в лучшем случае, выполняют программу предлагаемую институтом, которая, может быть, и не способна удовлетворить все ожидаемые запросы.

Кафедра естественно-научного образования ИРОиПК ищет разные подходы к моделированию дорожной карты учителя. В этом году с целью создания условий для выстраивания дорожной карты учителя мы решили собрать методические сообщество учителей биологии, химии и географии. В сентябре набрали группу из 19 человек для прохождения курсов повышения квалификации. Это учителя с разным стажем и опытом, с разными интересами и возможностями, поэтому   они друг друга дополняли и могли решить проблемы разного характера и содержания. Наша задача была — создать творческий коллектив единомышленников.

Программа курсов выстраивалась по ходу взаимодействия, рассчитанного на один год. Первый модуль был вводный, его содержание раскрывало особенности преподавания предметов в современной школе в условиях внедрения ФГОС ООО.  Главным условием взаимодействия является сотрудничество и доверительные отношения в группе.  Психологические тренинги, мастер-классы и просто разговоры за круглым столом   позволили педагогам познакомиться, увидеть опыт коллег, узнать проблемы, которые их интересуют и волнуют.

Второй модуль имел практический характер. Содержание и виды практических работ учителя определяли самостоятельно. Итогом этого модуля стало создание четырех творческих групп по разным темам. Разъехавшись, учителя продолжали в группах свое общение и сотрудничество. Им была поставлена следующая задача – подготовить по своим выбранным темам обучающие семинары.

Семинары, которые  подготовили участники групп, были организованы в рамках научно-образовательного форума учителей биологии, химии и географии «Естественнонаучное образование в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты: опыт и перспективы», который прошел 23-25 марта. Семинары были проведены для участников этого форума.

 Каждая группа планировала и организовывала свой семинар самостоятельно. Они прошли на базе разных школ близлежащих районов Республики. Группы сами выбирали школы, таким образом, чтобы привлечь к активному взаимодействию коллектив школы, использовать базу школы. Результаты  семинаров превзошли все ожидания. У участников форума представился  хороший случай изучить актуальные проблемы, увидеть опыт коллег,  а самое главное, получить в ходе живого общения ответы на вопросы, которые их волновали. Школы, которые приняли участие в  организации семинаров, тоже довольны результатами плодотворной работы. Далее планируется последний модуль. Он будет посвящен разработке пособия по проблемам, которые группы изучали. Мы надеемся, что общение и сотрудничество учителей групп на этом не закончится.  Думаем, что это только зарождение сотрудинчества и  сетевого взамодействия. Не это ли главные условия формирования педагога Открытого образования?

Ответы групп на вопросы

вопросы
наиболее часто встречаемые ответы
Чему научились в ходе подготовки семинара?
планировать, сотрудничать, работать в группе виртуально, стимулировать познавательный интерес, самоорганизациии и самоконтролю педагогической деятельности
Какие проблемы естественнонаучного образования актуальны?
проблема нехватки часов, 2-хсменное обучение, отсутствие инд.подхода по профильному обучению,
недостаточность времени для подготовки к экзаменам,
 отслеживание результатов
Что понравилось на семинаре?
мастер-классы, обмен опытом, доклады, живое общение с единомышленнками,
сотрудинчество с коллегами
Какие результаты получены на семинаре?
умения добывать новые знания,
освоены методы, приемы, технологии обучения при изучении реального педагогического процесса единомышленников;
по материалам семинаров издание пособия для учителя
Оцените работу вашей группы
работали слаженно, заранее определелись, поэтому не было повторений, понравились молодые коллеги, отлично проработали в духе сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи
планируем сотрудничать и далее в слаженной дружной команде
В чем актуальность проблемы, которая была изучена на семинаре?
современный педагог должен постоянно заниматься самообразованием,  анализировать свою деятельность, перестраиваться в соответствии с новыми стандартами
]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *