5-6 апреля 2016 г. в Москве в здании Президиума Российской Академии наук состоялся III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания

Организаторами Съезда выступили:

-Российское историческое общество;

-Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания»;

— Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований»;

— Институт всеобщей истории РАН;

— Государственный академический университет гуманитарных наук.

Всего в работе съезда приняло участие 600 делегатов из более чем 70 субъектов РФ. Делегатами Съезда от Республики Саха (Якутия) были избраны Решетников Гаврил Гаврилович, председатель ЯРО ВОО Ассоциации учителей истории и обществознания, заведующий кафедрой истории и обществознания ИРОиПК, Шелковников Константин Константинович, ответственный секретарь Ассоциации, учитель Хамагаттинского саха-французского лицея Намского улуса, Савицкая Елена Юрьевна учитель Сангарской гимназии Кобяйского улуса, Иванов Максим Андреевич, учитель Силянняхской СОШ Усть-Янского улуса.

В начале пленарного заседания было зачитано приветствие Президента РФ Владимира Владимировича Путина, затем с приветственной речью выступили Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председатель Российского исторического общества Нарышкин Сергей Евгеньевич и Министр образования и науки РФ Ливанов Дмитрий Викторович, Третьяк Н.В., первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации; Кравцов С.С., руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и др.

Выступающие единодушно отметили, что съезд состоялся не случайно, это не только площадка для встречи коллег, но и место для делового, конструктивного и критического обсуждения деятельности историко-обществоведческого сообщества. Выделены узловые проблемы исторического образования такие как, во-первых, в обществе еще не преодолено скептическое отношение к истории и образованию вообще; во-вторых, история нашей страны подвергается критике и фальсификации со стороны отдельно взятых стран, которые в угоду современной политической конъюнктуре, не считаются с объективными историческими фактами. Кроме этого рассматривались вопросы введения обязательного ЕГЭ по истории, проблемы перехода к новой линейке, вопросы изучения региональной истории, подготовка к 100-летию революции 1917 г.  и др.

Работали 4 секции:

Секция 1 – «Проблемы введения и апробации новой линейки школьных учебников по отечественной истории».

Секция 2 — «История регионов РФ: проблемы преподавания, преимущества и перспективы».

Секция 3 –  «Инструменты и методы популяризации истории в школе».

Секция 4 «Трудные вопросы отечественной истории: методы преподавания и новые подходы в науке».

Вот что рассказали о работе секций делегаты от РС (Я):

Е.Ю.Савицкая:

«Как учителя-практика, меня глубоко волнуют вопросы формирования интереса к этому предмету у моих учеников. Когда мы изучали историю той же Великой Отечественной войны, были живы и ещё полны сил наши деды — её непосредственные участники и мы воспитывались на их рассказах. Они приходили в школы, и дети видели живых участников войны, тех, кто защитил страну. Сейчас даже недавние, с точки зрения сорокалетнего и старше человека, события XX в. перекочевали на страницы учебников. Дети, которых я теперь учу, родились уже через годы после распада Советского Союза, и даже такие фамилии как Брежнев, Горбачёв им мало о чём говорят. К тому же во многих семьях, озабоченных добываем хлеба насущного, не принято рассказывать детям о том, что было 20, 15, 10 лет назад. Вот и получается, что история воспринимается отчуждённо, как что-то, не имеющее отношения к конкретному ребёнку и его семье (согласно присказке «это было давно и неправда»). Один из учащихся десятого класса в ответ на вопрос, почему он не готовится к урокам истории, сказал мне: «А зачем? Это же было когда-то, а я живу сейчас».

Так что же, ничего нельзя исправить? А выход есть, и, как часто бывает, он находится там же, где и вход. Для того, чтобы воспринимать и понимать события, нужно их прожить, «пропустить через себя». Это можно сделать опосредованно, через исследование какой-либо близкой ребёнку темы. А что может быть ближе истории своей семьи и своей малой родины, от которых можно перейти к более глобальным историческим исследованиям.

Исследовательскую и проектную работу с учащимися я считаю эффективным инструментом популяризации истории в школе. Именно этой теме было посвящено мое выступление на секции. Мы столько говорим о воспитании социально-активной личности — гражданина и патриота. Быть может, такая исследовательская работа, в процессе которой наш ученик лично «прикоснётся» к страницам отечественной истории и поймёт, что эту историю создаёт каждый человек, будет способствовать гражданскому воспитанию гораздо больше любых громких слов».

Г.Г.Решетников:

«Я принял участие в работе 1 секции, посвященной новому содержанию курса Отечественной истории. Участниками нашей секции были авторы учебников, представители издательств, институтов повышения квалификации работников образования. В ходе работы секции развернулись жаркие споры. Были затронуты все три концепции историко-обществоведческого образования: концепция нового УМК по Отечественной истории, концепция УМК по всеобщей истории, структура концепции по обществознанию. По концепции Отечественной истории было отмечено, что она в полной мере вошла в школьную жизнь: в школах уже используют новые линейки учебников, изменены в соответствии с историко-культурным стандартом контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории. По концепции всеобщей истории отмечено, что она слишком перегружена в содержании – имеются моменты, которые не изучаются даже в высшей школе, и очевидна необходимость доработки данной концепции. Новую концепцию обществознания, которая предусматривает изъятие данного предмета из изучения в 5 и 6 классах, а также переход от концентрической системы изучения обществознания, предусматривающей повторение материла к линейной системе изучения, большинство участников секции отвергли. Особое внимание было уделено ЕГЭ по истории, необходимо ли вводить его как обязательный выпускной экзамен, насколько большой объем курса всеобщей истории нужно ввести в КИМ ЕГЭ.. Участниками секции принято решение о создании рабочей группы Ассоциации учителей истории и обществознания по КИМ ЕГЭ истории. Данная рабочая группа должна стать экспертным сообществом КИМ ЕГЭ».

Работа съезда прошла на высоком научно-методическом уровне, были выслушаны различные мнения.  Авторы учебников выразили благодарность учителям за ценные замечания к новым учебникам.  Авторы новых концепций УМК по всеобщей истории и обществознанию обещали учесть рекомендации участников съезда».

                                  Отдел по связям с общественностью

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *