Говорят гости Форума

Завершил свою трехдневную работу Педагогический форум учителей математики, физики, информатики, который ознаменовался такими содержательными мероприятиями, как Круглые столы, методические десанты в городские школы, пресс-конференции, мастер-классы и творческие мастерские ведущих учителей республики, Алексеевские чтения,  математический диктант, предметные олимпиады учителей. В работе Форума, как правило, приняли участие приглашенные гости из Москвы. В кулуарах нам удалось задать им несколько вопросов.

Первая встреча состоялась с Андреем Викторовичем Семеновым, к.п.н., заместителем руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ.

Вопрос: Андрей Викторович, расскажите, пожалуйста, как проводится отбор заданий ЕГЭ?

Ответ: Отбор заданий ЕГЭ проходит очень жесткую многоярусную процедуру.  Здесь работает команда людей, проводится целый ряд экспертиз по отбору задач, предполагаемых заданий КИМ, далее согласование по вариантам, по уровню трудности, по тематике и т.д., также имеется тестологическая экспертиза, есть специализированные задания для детей с ограничением по здоровью и  т.д.

Вопрос: Учитывается ли при этом разный уровень знаний учащихся?

Ответ: Уровень заданий зависит от региона, т.к. нет однородной картины по всей России. Легко прослеживаются пристрастия учителей, все может зависеть от того, как работают на местах методические  службы, Министерства образования, Департаменты по развитию математического образования. В разных регионах свой определенный уровень.

Вопрос: Что скажете касательно нашего региона?

Ответ: Я бы сказал, что Якутия не в лидерах, но в списке отстающих ее тоже нет.

Вопрос: Какие изменения произошли в этом году на ЕГЭ по математике?

Ответ: Изменения в том, что сокращение идет на  2 задания. Я бы сказал, это изменения, не носящие принципиального характера. На сегодня можно сказать, что ЕГЭ в таком формате, в каком он есть, устоялся и, думаю, в такой структуре сохранится надолго. Другое дело, что его критикуют, каждая организация тянет «одеяло» на себя. Но мы выполняем заказ Министерства образования. Что касается вероятного существования другой формы экзамена, то это в перспективе: если будет заказ-будут изменения, будет другой экзамен, будем работать над этим.

Вопрос: Как Вы сами лично относитесь к ЕГЭ?

Ответ: Экзамен будет всегда, но он должен быть централизован в рамках государства. Не должно быть региональных, школьных экзаменов. Результаты знаний учащихся должны  учитываться по единой шкале.  В рамках поступления в ВУЗ, например, работают экзамены высокого уровня, но при этом еще надо побеждать на олимпиадах. Тем не менее ЕГЭ — это не единственная  форма контроля знаний, могут быть и другие формы, например,  проектные и т.д. Должны быть альтернативные формы аттестации,  но это все в будущем.

Вопрос: Ваше мнение по поводу сегодняшнего Форума?

Ответ: Форум — это очень  здорово, то, что есть возможность собрать учителей, встретиться, обсудить наболевшие вопросы.

Вопрос: Как проводятся мероприятия в других регионах по развитию математического образования?

Ответ: В каждом регионе свои формы работы: мероприятия, конференции,  Форумы. Меня приглашают, я езжу, общаюсь с учителями. И это обогащает нас взаимно.

Дятлов Александр Анатольевич, учитель информатики Московской гимназии имени Ломоносова №1530.

Вопрос: Александр Анатольевич, Вы по специальности радиоинженер, и как Вы пришли в школу?

Ответ: Считаю, что к детям нужен практико-ориентированный подход, т.е. им все нужно познавать на практике. Я работал с детьми 5-ти лет, вел кружковые занятия. А сейчас преподаю информатику в гимназии с 5-го класса. Чтобы ребенок понял, что такое компьютер, нужно научить его с его устройства. Я попал в Информатику со стороны железа. Просто  рассказываю детям, как устроен компьютер, для чего разработал «Курс электротехники».

Вопрос: Какие мастер-классы и семинары Вы провели с нашими учителями?

Ответ:  Мастер-класс провел по теме «Практико-ориентированный подход при изучении логических основ компьютера», который позволил потрогать руками  алгебрологику, Это  цифровая логика, и на элементах мы посмотрели как управляются сигналы, научились тому, как работают базовые логические элементы, построили простые схемы и доказали законы о логических преобразованиях. Показал то, что мы делаем с детьми на уроке. Это  дает детям представление о том, что алгебрология, казалось бы, теоретическая дисциплина, но она имеет практическое применение и показывает то, из чего состоит компьютер.

Вопрос: А эта теория в новинку учителям или знакома?

Ответ: С этим практически не знакомы 90 процентов учителей по всей России.

Вопрос: А как дети усваивают предмет?

Ответ: Очень хорошо.

Вопрос:  Ваши ученики, возможно, одаренные дети, ведь они учащиеся гимназии. Или опять же в гимназию принимаются дети, проживающие в данном микрорайоне?

Ответ: Микрорайон приоритетен, конечно, но в 5-й класс поступают все дети, не имеющие «двоек», так что у нас дети разные. Я классный руководитель, и в моём классе 5 детей из 17-ти – дети из малообеспеченных семей. Бывает, что иногда приходят родители и заявляют, что его ребенок «гуманитарий», что ему трудно дается математика, информатика. Считаю, что это дети, которые во втором классе просто не выучили таблицу умножения. Это упущение родителей.  Таблице умножения надо учить.

Вопрос: Какие еще занятия проведены Вами с нашими учителями?

Ответ: Провел еще 2 занятия с учителями по вопросу методики подготовки к ЕГЭ и решению задач по системе исчисления и комбинаторики, логики. Ваши учителя многие задачи решают, и это радует. Это были все «егэшные» и олимпиадные задачи, также показал как следует разрабатывать собственные проекты.

Африна Елена Ильинична, шестикратный соросовский учитель, лауреат международного конкурса «Лучшие практики в образовании», сетевой методист Федерации Интернет-образования по физике.

«У вас очень интересные учителя. Хорошо бы после лекции, семинара просто поговорить,  пообщаться с ними, ведь у каждого предметника свои трудности, проблемы, «болячки». В других регионах это обязательная составляющая подобных мероприятий.

На своих мастер-классах я рассказала о том, как преподается физика в нашей гимназии.  У нас есть свои  особенности: школа имеет 5 профилей, с 1994 года мы преподаем в 6 классе предмет «Основы естественно-научных исследований». Этот  предмет помогает детям впоследствии изучать физику, химию, биологию. Таким образом мы нашли свои ходы, которые приводят учащихся к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Наши учащиеся 100 процентно поступают на бюджетной основе в ВУЗ-ы, ЕГЭ сдают  хорошо, набирают 100 баллов, даже некоторые учащиеся по 3-м предметам. Поступают в МИФИ. Бауманку, университеты. Наша команда учителей состоит из 14 человек. Несколько лет назад я вела курсы для учителей Якутии и  со многими  здесь встретилась. Была рада тому, что они успешно работают. С удовольствием встретим ваших учителей в нашей гимназии!

Что касается Форума, то он  прошел замечательно. Самое главное, учителя довольны. Мое пожелание: надо помогать учителям, а не создавать им, порой специально, трудности.  И  работать, работать, работать!».

Высоцкий Иван Ростиславович, заместитель руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, один из авторов концепции ЕГЭ по математике, заведующий лабораторией «Статистики и теории вероятности» МЦНМО и Центра педагогического мастерстива Департамента образования г.Москва. На пресс-конференции с участием  общественности и родителей ему было задано много вопросов об ЕГЭ.

Иван Ростиславович: «Родители хотят, чтобы все было хорошо. Их можно понять: сдача ЕГЭ-это новый серьезный этап в жизни ребенка, это баллы, дальнейшие вопросы поступления в ВУЗ. Их волнуют вопросы изменений и процедура проведения экзамена.  Учителей волнуют, прежде всего, вопросы профессионального характера: какие будут изменения, каковы критерии оценивания знаний учащихся, соответствие итогов ЕГЭ реальным знаниям учащихся и методика подготовки к экзамену».

На вопрос «как можно проверить знания учащихся», Иван Ростиславович сказал, что ЕГЭ нужно приспосабливать так, чтобы он отвечал нашим собственным запросам и чтобы он нам был нужен и, безусловно, отражал интересы государства. Сегодня важен вопрос совершенствования экзамена: разделения его по математике на «базовый» и «профильный». Иногда мы шутим, что развитие математического образования хорошо бы делать где-нибудь в Лихтенштейне. У нас огромная страна, поэтому изменения должны идти. Но идти должны медленно. Ведь любые изменения-это революция и переворот, а в системе образования он вызовет серьезные  проблемы. На вопрос «как хорощо сдать ЕГЭ» Иван Ростиславович однозначно ответил: «Учиться, учиться, учиться!

К слову, впервые учащиеся Физико-технического лицея г.Якутска (учитель Л.И.Ефремова) приняли участие на олимпиаде «Теория вероятности», проводимой Московским ЦНМО. Ученицы 8 класса Саная Охлопкова, Василина Сивцева отмечены Благодарностью Центра. Надеемся, хорошее начало будет иметь своё продолжение.

                                            Д. Санникова, отдел по связям с общественностью

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *