О методике подготовки к ГИА по истории и обществознанию

С 29 февраля по 4 марта в АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II» состоялись курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания «Методика подготовки к ГИА по истории и обществознанию».

На курсах обучались представители 28 улусов нашей республики: председатели улусных методических объединений, учителя, заинтересованные в повышении своего методического уровня. Такое солидное представительство не было случайным.

В этом году в содержании ЕГЭ по истории и обществознанию внесены серьезные изменения. В КИМах не будет заданий с выбором ответа, появятся новые виды заданий, одним из которых станет историческое сочинение. В связи с этим, у учителей возникает много вопросов и затруднений.

Проблемные курсы имели цель ответить на данные вопросы и помочь преодолеть затруднения. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь» — говорил китайский мудрец Конфуций. С самого начала занятий учителя были вовлечены в активную деятельность, которая начиналась с целеполагания и завершалась рефлексией.

Методику подготовки к ГИА по истории преподавала Бортникова Светлана Геннадьевна, сетевой учитель ИРОиПК, член ГЭК РС (Я) по истории. Опытный эксперт и методист, Светлана Геннадьевна начала работу с подробного анализа ЕГЭ прошлых лет. Затем был рассмотрен план варианта КИМ 2016 года и участники курсов приступили к пробному тестированию по первой части ЕГЭ по истории.

Деятельностный подход, о котором мы так много говорим в связи с внедрением ФГОС, применялся активно и это оправдано. Прежде чем готовить детей к экзамену, необходимо самому пройти через это испытание, увидеть свои ошибки и, как следствие, слабые места в методике преподавания, понять, как их исправить.

Во второй половине дня Светлана Геннадьевна рассказала о переходе на линейную систему преподавания истории, ответила на вопросы, возникающие у учителей по данному поводу. Это было очень важно, так как принят Историко-культурный стандарт и серьезно обновляются как структура, так и содержание исторического школьного образования.

Два последующих дня были посвящены обществознанию. С курсантами работала Самсонова Полина Ильинична, сетевой учитель ИРОиПК, член ГЭК РС (Я) по обществознанию. Полина Ильинична связала вопросы подготовки к экзамену по обществознанию с формированием УУД на уроках. Два дня разбора заданий, сопровождавшихся тренингами и анализом, пролетели незаметно. Преподаватель демонстрировала свою систему работы с учащимися, делилась способами и алгоритмами действий. Особенно интересно было поработать с эссе – самым трудным заданием в КИМах по обществознанию.

В четверг курсанты вернулись к истории. Прошли тренинг по второй части КИМа, написали историческое сочинение и подробно разобрали все задания. В ходе проверки были выявлены нюансы, разобраться в которых без помощи специалиста непросто. Например, мы привыкли соотносить руководителя страны с тем, что происходит во время его правления (руководства) и спокойно пишем,  что при Иване III был принят Судебник 1497 года, относя это событие к его деяниям. а эксперт задает вопрос: «Каков личный вклад Ивана III в написании Судебника?». И выясняется, что показать нужно конкретную роль исторического деятеля, а понятия «руководил», «направлял», «указывал» здесь не проходят. Таких нюансов было очень много.

Рассказать обо всем, что происходило на курсах в течение пяти насыщенных дней, невозможно в рамках данной статьи. Подводя итог, замечу, что каждый из присутствующих получил от них то, что ему нужно. Лично мне не хватало некоторых элементов для приведения своей методики подготовки к экзаменам в систему, а теперь все встало на свои места. В этом отношении курсы были для меня историческими не только по содержанию, но и по значению, за что я очень благодарна как преподавателям, так и организаторам.

                                                    Савицкая Елена Юрьевна, учитель истории и

                                                    обществознания МБОУ «Сангарская гимназия»

                                                    Кобяйского улуса.

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *