КУРСЫ ДЛЯ АГРОПРОФИЛИРОВАННЫХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ …

Агротехнологическому образованию в Республике уделяется особое внимание. Это было отмечено на недавнем  XIII съезде учителей и педагогической общественности республики. 96 образовательных учреждений ведут не только образовательную, но и хозяйственную деятельность. Среди них есть школы с большим опытом и стажем, которые имеют хорошую материально-техническую базу, подготовленные кадры, эффективно организуют образовательный процесс, реализуют свою продукцию. Ну а самое главное, успешно готовят своих выпускников к самостоятельной жизни. Есть школы только начинающие осваивать агропрофильное направление. Таких школ достаточно много. Всех их объединяют общие проблемы, связанные с нормативно-правовыми, финансовыми и многими другими, не менее актуальными, вопросами. В первую очередь проблемы кадровой подготовки, планирования и организации образовательного процесса.

В марте 2015 года между ИРОиПК и ЯНИИСХ было заключено соглашение о совместной деятельности по обеспечению непрерывного образования педагогов агропрофилированных школ, осуществлению комплекса мероприятий по обучению и развитию учащихся сельских школ в условиях реализации социальных образовательных проектов в интеграции с реальным сектором экономики. Началом совместной деятельности двух институтов было проведение курсов повышения квалификации директоров и заместителей директоров агрошкол, организованные ИРОиПК и МО РС(Я) в декабре 2015 года.

В продолжение данного соглашения кафедра естественно-научного образования Института развития образования и повышения квалификации совместно с Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства с 15 по 19 февраля провела курсы повышения квалификации педагогов агропрофилированных школ «Методические аспекты организации образовательного процесса в агрошколах в условиях реализации ФГОС».

Целью данных курсов повышения квалификации стало формирование профессиональных компетенций в области  организации и преподавания  учебных дисциплин и внеурочной деятельности школьников в агрошколе. На курсы были приглашены учителя биологии, химии, географии и других предметов, преподаватели курсов по растениеводству и животноводству, мастера производственного обучения, заместители директоров агрошкол.

Курсами охвачено 117 человек, представителей Аллаиховского, Амгинского, Булунского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного, Кобяйского, Мегино-Кангаласского, Момского, Намского,  Нюрбинского, Оймяконского, Олекминского, Сунтарского, Таттинского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского,  Хангаласского, Чурапчинского районов и города Якутска: 12 заместителей директоров, 1 директор, 56 мастеров производственного обучения,  24 учителя биологии и химии, 10 учителей географии, 7 учителей других предметов (учителя русского языка и литературы, истории, начальных классов, информатики и технологии).

Ряд школ отправили на курсы по несколько человек. Из Жабыльской СОШ Мегино-Кангаласского района приехали 4 человека (учителя информатики, географии, начальных классов, животноводства). Куокунинская СОШ приехала в составе 7 человек (учитель биологии и химии, 6 мастеров производственного обучения, из них один – мастер по трактороведению).  Нужно отметить, что почти во всех агропрофилированных школах многие  специалисты  не имеют  педагогического образования, или имеют  только общее среднее образование, что не соответствует  требованиям новых стандартов.

 На вводном занятии слушатели выполнили самостоятельную работу. Она состояла из вопросов планирования учебного процесса, а также  простых вопросов, связанных с химией, растениеводством и животноводством. К сожалению, многие не смогли ответить даже на такой простой вопрос как «роли белков в живом организме, когда речь идет об основах выращивания, например, овощных культур или о качестве мясомолочных продуктов». Знание этих вопросов, несомненно, имеет важное значение для педагогов агропрофилированных школ.

 Для выявления основных проблем у учителей и мастеров производственного обучения, ознакомления с их планами на будущее был проведен опрос. Из  ответов ясно, что многие испытывают трудности, связанные с планированием и организацией учебного процесса: составлению рабочих программ, поурочных планов, программ внеурочной деятельности. Это и понятно, т.к. почти все мастера производственного обучения не имеют педагогического образования.

Вторая группа проблем – отсутствие учебной и методической литературы по животноводству и растениеводству,  наглядных пособий и ТСО, особенно при изучении строения живых организмов, кабинетов по растениеводству, что затрудняет работу. Еще одна проблема, о которой написали некоторые педагоги – отсутствие мотивации  учеников и учителей к производству.

О планах на будущее слушатели пишут много: расширение производства овощных культур, введение новых технологий, получение лицензии, открытие  лабораторий, строительство «умной» теплицы с техническим оснащением, конебазы и многое другое. Есть интересные, даже неожиданные, планы: создание технопарка, выращивание грибов и луковичных растений, создание веревочного городка, организация скалолазания  и др.

Программа курсов состояла из нескольких модулей:

1).Первый модуль посвящен реализации новых стандартов в современной школе, включающих вопросы планирования и организации учебной и внеучебной деятельности школьников.

2).Второй модуль – лекции по общей и органической химии, вопросы, например, по строению и свойствам белков, жиров, углеводов.

3).Третий модуль был организован на базе ЯНИИСХ. Здесь ведущие сотрудники института провели лекции по разведению лошадей и крупного рогатого скота, возделыванию овощных и ягодных культур, экологическим условиям сельскохозяйственного производства, основам научных исследований.

Особый интерес слушатели проявили к экскурсиям в лаборатории института, где смогли ознакомиться с различными видами лабораторного анализа, получить консультации по выполнению  исследовательских работ. Занятия в ЯНИИСХ прошли под руководством Коколовой Л.М., доктора ветеринарных наук, заведующей кафедрой гельминтологии.

4).Четвертый модуль – это обобщение опыта учителей и мастеров производственного обучения. Секреты мастерства, успехи и достижения педагогов вызывают восхищение и уважение.   По итогам смотра всем, кто провел мастер-классы, были присуждены номинации.

ФИО

Школа, должность

Тема мастер-класса

Номинация

Максимова Зоя Владимировна Кобяйская СОШ, педагог доп. образования Растительная угадайка Творческий педагог
Ефимова Надежда Егоровна 2 Жемконская СОШ, заместитель директора Маленькие хитрости большого урожая Лучшее изобретение
Александрова Фекла Егоровна 2 Жемконская СОШ, мастер прозводственного обучения Лучшее изобретение
Петрова Дария Николаевна Жабыльская СОШ, учитель животноводства Анкетирование как метод исследования учащихся Лучший исследователь
Бурцева Александра Егоровна Жабыльская СОШ, учитель информатики Игры и конкурсы в стационарном лагере Учитель-организатор
Саввинова Надежда Николаевна Жабыльская СОШ, учитель начальных классов Мир наших увлечений Компетентный учитель
Тимофеев Александр Григорьевич Майинская СОШ, учитель географии  Организация сплава по реке на самодельном плоту Организатор детского туризма
 Михайлова Алла Яковлевна Салтанская СОШ, учитель географии Плодово-ягодный питомник Учитель-исследователь
Протопопова Анисия Ивановна 2 Хомустахская СОШ, мастер производственного обучения Комнатные растения в школе Мастер-профессионал
Охлопкова Наталья Ивановна Крест-Хальджайская СОШ, учитель технологии Использование пробитиков в кролиководстве Учитель -профессионал

Первые курсы для педагогов агропрофилированных школ прошли успешно. О результатах можно судить по рефлексии слушателей. Содержание курсов, формы организации занятий будут совершенствованы с учетом пожеланий и предложений, в первую очередь, проведение адресных курсов, к примеру, для мастеров производственного обучения, причем отдельно по животноводству и растениеводству. Занятия в лабораториях будут проводиться в малых группах, чтобы слушатели осваивали технику проведения лабораторно-практических работ.

Матаннанова А.Н., к.п.н.,

заведующая кафедрой естественно-научного образования ИРОиПК

 

Из рефлексии  слушателей

 

«Из лекций, практических занятий я осознала важность взаимосвязи химии с аспектами деятельности агрошколы. Понравилась возможность реально оценить работу других учителей.  Были интересны занятия, связанные с почвой и ветеринарией».

                                                     ***

«Я работаю в обычной школе. После курсов задумалась об огромной ответственности учителей, работающих в агрошколах. Ведь от их мастерства и профессионализма будет зависеть развитие сельского хозяйства республики».

                                                     ***

“Курсы соответствуют современным требованиям. Программа очень насыщенная.  Лекции содержательные. Узнали много нового, например, о построении урока согласно ФГОС.  Теория и практика хорошо дополняли друг друга. На практике при посещении лабораторий ознакомились  с новыми технологиями. Думаю, что часть из них смогу применить на практике».

                                                 ***

«Курсы повышения квалификации в целом прошли интенсивно. Хотелось бы:

1)       увидеть работу конкретной школы;

2)      чтобы уделялось время для заполнения технологической карты, с дальнейшим проведением мастер-классов по группам;

3)      чтобы были проведены лабораторные работы по биохимии, генетике».

                                                   ***

“Можно отметить следующие положительные моменты: много информации, работы, полезные практикумы, интересные мастер-классы, куча положительных эмоций! Есть предложения по улучшению следующих курсов: желательно разделить учителей и мастеров производственного обучения, организовать мастер-классы по проведению в агрошколах уроков биологии, химии».

                                              ***

«Курсы прошли продуктивно. За короткий период времени мы успели прослушать много практических, полезных  лекций, посетили мастер-классы опытных учителей. Мы поняли, что такое мастерство учителя».

                                               ***

«Было бы здорово обобщить опыт в виде публикаций. Из-за нехватки времени выступили не все, а могли бы заочно заявить о себе».

                                               ***

“Мин быйыл үөрэхпин бүтэрэн саҥа саҕалаан эрэр педагог буолабын. Онон бу бастакы курспар сырыттым. Элбэҕи биллим-көрдүм диэхпин сөп. Үгүс дьону кытта билистим. Инникитин саҥа саҕалааччы агрооскуола үлэһиттэригэр туспа курстар буолаллара буоллар диэн баҕа санаа баар”.

                                               ***

“Туһалаах агрокурс буолла. Тэрийэн ыыппыт дьоҥҥо махтал! Кэлэр курстарга баҕарыам этэ хайысханан ыытаргытыгар. Агропредметтэргэ мастер-кылаастар бааллара буоллар. Атын оскуолалар опыттарын көрөн олус диэн астынныбыт”.

                                               ***

«Я научился составлять рабочую программу, планировать внеурочную деятельность.  Очень интересно было на лекциях по строению атомов, окислительно-восстановительных реакций. Увидели все лаборатории ЯНИИСХ, узнали как вести научно-исследовательскую работу школьников.  В следующий раз хотелось бы работать по секциям: животноводство и растениеводство».

                                               ***

«Курсы очень актуальны для агрошкол, главное, своевременны. Для нас, мастеров производственного обучения, были проведены интересные лекции и практические занятия. Понравились выступления коллег и обмен опытом. В будущем хотелось бы, чтобы  предоставили больше времени для открытой трибуны, ведь каждому хочется выступить, рассказать о своих проблемах, задать вопросы коллегам из других школ».

                                               ***

«Курсы содержат много интересной и полезной информации. Нужно больше обмена опытом работы, конкретных советов специалистов по овощеводству и коневодству».

                                               ***

“Сельскохозяйственное опытничество является одним из главных направлений агрошкол. Эта работа способствует конкретизации и обогащению знаний  учащихся  о природе и сельском хозяйстве, помогает связывать изучение биологии, экологии и других учебных предметов  с трудом, воспитывает у школьников творческое отношение к труду, интерес к сельскому хозяйству, знакомит с методами научного исследования”.

                                                ***

“Очень понравились занятия в ЯНИИСХ. Для меня, учителя географии, интересны все вопросы, которыми занимаются сотрудники этого института. Так как наша школа только начинает работать по агронаправлению, эти курсы оказались очень своеврменными. Все темы: рабочая программа учителя, общая и органическая химия, работа на пришкольном участке, пробиотики для меня актуальны. Хотелось бы познакомиться с работой опытных агрошкол подробнее».

                                                   ***

«Мне понравилось, что было много практической помощи. Много впечатлений от посещения лабораторий ЯНИИСХ. Было бы лучше проведение таких курсов в летнее или осеннее время с выездом на   поле».

                                                   ***

«Курсы очень насыщены информацией, аудитория разнообразная. В будущем такие курсы для агропрофиированных школ должны проводиться отдельно по дисциплинам. Мне как биологу было очень интересно, а учителям автодела, наверное, не очень».

                                                    ***

***

“Туһалаах курс буолла. Ордук растениеводствоҕа, плодово-кустарниковай культуралары үүннэриигэ элбэх саҥа сүбэлэри иһиттим диэн сыаналыыбын. Гельминтология лабораториятыгар оҕолорго чинчийэр үлэлэри хайдах былааннаан ыытары, паразиттары хайдах чинчийэргэ элбэх сүбэлэри ыллыбыт. Пробиотиктар туһаларын билистибит”.

                                                    ***

«Необычно было то, что нас разделили на группы, что дало нам возможность легче воспринимать  материал, задавать вопросы и получать на них ответы. Было интересно работать в лабораториях.  Пожелание: провести курсы для учителей предметников по теме «Агрокомпонент по предмету».

                                                    ***

“Живоноводство” предметы быйыл саҥа ыллым. Оҕолору үөрэтэн көрөн, толкуйдаатахха, практикум элбэх буолуон наада эбит. Практикаттан кэпсиири болҕойон сэҥэрээн истэллэр. Быйылгы үөрэҕим былааныгар кооператив животноводческай хотонугар, сибиинньэ базатыгар, сылгы базатыгар практика баар. Оҕо бэйэтэ тутан- хабан, олоххо көрүүлэринэн санаа атастаһарын сөбүлүүр”.

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *