Внимание системе ранней помощи

В рамках Года дошкольного образования 23 декабря в ИРОиПК  состоялась  встреча-диалог со Славиным С.С., старшим научным сотрудником Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО» (г. Москва). Кроме сотрудников ИРОиПК, приняли участие специалисты РЦПМСС (руководитель К.К.Чичигинаров) и представители дошкольных образовательных организаций республики (Якутск, Нерюнгри).

В настоящее время в связи с ростом числа социально неблагополучных семей и детей, имеющих нарушения развития уже при рождении, а также с увеличением количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем — создание системы служб ранней помощи (СРП). Что означает «система ранней помощи?

Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы ранней помощи стали семейно ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного — родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи.

Семен Сергеевич, вкратце охарактеризовав цель и задачи работы СРП, в своем выступлении подчеркнул, что в России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью. Сегодня во всех регионах России, например, в Самарской области и в Республике Мэрий эль, проводится целенаправленная работа по оказанию психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями, разрабатываются модели СРП. Много пишут и говорят об организации, деятельности и финансировании данной системы, также о видах услуг, предоставляемых СРП. В России только в 2015 году диагностировано 643 ребенка, из них, только 186 детей охвачено СРП, 1122 родителя получают системную консультационную помощь на местах через  различные центры, кабинеты, организованные по инициативе региональных министерств, департаментов образования.

Следует заметить, что в России во многих дошкольных образовательных организациях, при управлениях образованием, различных ведомственных образовательных организациях созданы и действуют консультационные центры, роль которых в становлении СРП значима.

В нашей республике на базе ИРОиПК   в рамках мероприятий, посвященных Году дошкольного образования и 95-летию системы дошкольного образования в республике, в мае этого года открылся Республиканский консультативно-методический центр (РКМЦ) по взаимодействию и оказанию методической, консультативной помощи органам местного самоуправления в сфере образования, дошкольным образовательным организациям различных форм и родительской общественности по предоставлению методической, психолого-педагогической и консультативной помощи.

Участники встречи-диалога отметили, что следует обратить внимание на становление и развитие системы ранней помощи больным детям от 2-х месяцев, оказывать повсеместную поддержку и помощь начинаниям и сообща разрешать те или иные проблемы. Безусловно, в этом направлению будет высока роль консультационно-методических центров на местах.

 

Отдел по связям с общественностью ИРОиПК

     ]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *