Агротехнологический профиль в школе – воспитание будущего хозяина земли

Сегодня  стало понятно, что введение агротехнологического профиля позволит учащимся получить определённые трудовые навыки в школе, поможет самореализации в самостоятельной жизни. Приобретая профессиональные навыки, молодой человек будет уверен, что он востребован в постоянно меняющихся современных условиях.

С целью совершенствования профессиональных компетенций в области внедрения требований ФГОС ООО в образовательный процесс МО РС (Я),  ИРО и ПК в эти дни провели курсы повышения квалификации для директоров агропрофилированных школ РС(Я) «Подходы к реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях агротехнологического профиля». Работа курсов началась с беседы-диалога руководителя отдела общего образования МО РС (Я) Ситниковой Н.В. с курсантами о роли нормативных документов образовательного процесса в агрошколах республики. В частности, как главный аргумент Наталья Васильевна подчеркнула, что сегодня должна идти речь конкретно о деятельностной технологии реализации ФГОС в агрошколах.

Первый модуль «Ключевые особенности ФГОС» представили специалисты ИРОиПК. Так,  Н.И.Бугаев, к.фил.н.,приводя примеры из реальной образовательной среды, рассказал о дорожной карте реализации ФГОС в агрошколах, К.Н.Яковлева —  о программе развития ОО как средства обеспечения качества образования в агрошколе, А.Н.Матаннанова, к.п.н., о структуре и содержании учебных планов, Л.Н.Андросова – об индивидуализации образовательного процесса.

Большую заинтересованность слушателей курсов вызвал модуль 2 «Нормативно-правовое обеспечение деятельности агрошкол». Г.М.Федоров, ведущий научный сотрудник НИИ НШ, поднял вопрос об учебно-методическом обеспечении ОУ, что сегодня, к сожалению, не отвечает требованиям. И.В.Самсонова, д.э.н., профессор ЯГСХА, опираясь на практические материалы, убедительно и доходчиво рассказала об экономических аспектах деятельности агрошкол, в частности, об организации производственной деятельности, оплатах налогов и труда школьников. Сама тематика выступлений свидетельствует о  компетентности и заинтересованности ученых-аграрников в деятельности агрошкол.

Тему 3-го модуля по инновациям и научному сопровождению деятельности агрошкол, организации проектной и исследовательской деятельности школьников в агрошколе представили Л.Б.Тен (МО РС (Я), А.И.Новгородова (ИРОиПК). В раскрытии содержания данного модуля особо следует отметить выступление  А.В.Чугунова, д.с/х.н., профессора ЯГСХА, академика АН РС(Я), о задачах агропрофилированных школ по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы обучающихся. Афанасий Васильевич, акцентируя внимание слушателей на реальные факты из жизни сельской школы, подчеркнул, во-первых, преимущества агротехнологических щкол в воспитании чувства хозяина родной земли, психологическом и физическом развитии  школьников. Во-вторых, отметил, что в совершенствовании учебного процесса  важную роль играет наличие учебно-исследовательских лабораторий в связи с природой как основы основ сельского хозяйства.  В-третьих, сегодня важно включение  агрокомпонентов  в образование по всем предметам. В-четвертых,  важно не  количество агрошкол, а качество. Как отрицательный момент отметил отсутствие учебного пособия, УМК по профилю, потому сегодня стоит проблема: когда, кого, как учить? Одним из важных моментов является то, что к преподаванию в агротехнологических школах должны быть привлечены специалисты сельского хозяйства: ветеринары, агрономы, инженеры и т.д., которым следовало бы пройти переподготовку по педагогике. Далее акцентировал внимание директоров на то, что при поступлении в ЯГСХА требуется сдача ЕГЭ по математике профильного уровня, а не базового.

            О главной цели агрошкол, о будущем села говорили в 4-м модуле «Воспитание хозяина своей судьбы», где о создании благоприятной образовательной среды для развития предпринимательства школьников  выступили Н.С.Жирков, исполнительный директор Союза агрошкол РС(Я), о роли и месте школы в воспитании нового хозяина земли — Г.И.Адамов (ИРОиПК).

В рамках данных курсов в формате круглого стола прошло обсуждение по теме «Агротехнологическое образование в РС(Я) как условие обеспечения непрерывного образования и успешной социализации личности», в работе которого приняли участие Сивцева М.В. (МО РС(Я), специалисты Департамента по контролю и надзору в сфере образования Постникова И.Р., Шарина С.В., представители научного сообщества аграрников и др. Отмечено, что наша республика – одна из первых, где открылись агрошколы, но на федеральном уровне распространяется опыт Тамбовской области: связь с ССУЗ и ВУЗ региона, НИИ, деятелями науки, где каждая школа прикреплена к одному ученому-аграрнику. В области созданы современные агроцентры, целые комплексы по сельскохозяйственным направлениям.  Г.И.Алексеева, д.п.н., директор ИРОиПК, отметила, что курсы проводятся по инициативе МО именно для директоров агрошкол с целью оказания научно-теоретической и практической помощи, что основное внимание акцентировано на образовательные программы. П.П.Кондратьев, к.п.н., один из основателей агрошкол в республике, рассказал о начале деятельности данного профиля в 60-70-е годы с Диринской агрошколы (Чурапча), отметив, что взгляд на агрошколу сегодня совершенно иной и  направлен на формирование компетенций.

Директора агрошкол Чурапчинского, Верхневилюйского, Горного, Кобяйского и других улусов приняли активное участие в обсуждении заданной темы, поделились опытом работы на местах, отметили наболевшие вопросы: о переквалификации и зарплате мастеров производственного обучения, о строительстве автодрома и животноводческого комплекса, о включении агрокомпонентов в образовательные предметы и разработке компетенций по каждому направлению (фермер, предприниматель…). Также отмечено, что при выдаче лицензии школы агротехнологического профиля следует обращать внимание на реальную картину, а не на рейтинг по отчету на бумаге: каждая агрошкола должна иметь свой Устав, а база должна соответствовать всем современным требованиям.

Л.М.Коколова, д.вет.н., зав.лабораторией ЯНИИСХ, поделилась опытом работы ученых-аграрников с детьми в Малой сельхозакадемии, с агрошколами, что, к сожалению, сегодня это направление оставляет желать лучшего. Людмила Михайловна внесла предложение: Форум юных исследователей, проводимый на  базе Тулагинской СОШ,  НПК  по интеллектуальному потенциалу детей проводить при поддержке МО.

По сравнению с прошлыми годами существенно изменилось и расширилось само понимание значения «агротехнологический профиль». Выступления и вопросы директоров и специалистов агрошкол, также партнеров – ученых, свидетельствуют о том, насколько глубоко все вникли в содержание агропрофилированных школ, и, главное, видят их будущее.

Все участники круглого стола и курсов повышения квалификации выразили слова благодарности организаторам мероприятия за актуальность и своевременность проведенного мероприятия.

Статью подготовила М.Старостина,

специалист отдела по связям с общественностью ИРОиПК.

Фото оператора  А.Соловьева.

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *