УЧИТЕЛЬ. СОЛДАТ. ЧЕЛОВЕК

К 100-летию со Дня рождения

Андрея Леонидовича Кугаевского,

одного из известных организаторов

народного образования Якутии

 

28 октября 1915 года в г.Якутске родился Андрей Леонидович Кугаевский, один из ярких представителей интеллигенции, кто стоял у истоков становления и развития системы образования в Якутии и оставил глубокий след в памяти народа саха.

Андрей Леонидович родился в многодетной семье, где царили благородное чувство доброты и милосердия, почтенное и уважительное отношение к простым людям, независимо от социального статуса, вероисповедания и национальности и, пожалуй, самое главное – одно из великих и нужных качеств человека — трудолюбие. Наверно, мы не ошибёмся, если скажем, что именно все эти качества в совокупности, заложенные в семье, стали основой того, что в семье скромного почтмейстера выросли зачинатели педагогической династии КУГАЕВСКИХ: Андрей Леонидович — заслуженный учитель ЯАССР, отличник просвещения СССР; Павел Леонидович и Тамара Леонидовна – заслуженные учителя ЯАССР и РСФСР; Любовь Леонидовна – отличник народного просвещения, впоследствии, многие из их детей и внуков стали педагогами.

Педагогическую деятельность Андрей Леонидович начал с 15 лет, работая вожатым, начальником пионерского лагеря в г.Вилюйске. В 1932 г. окончил Вилюйский педагогический техникум имени Н.Г.Чернышевского и начал работать учителем, заведующим начальной и семилетней школ. Андрей Леонидович, как учитель и комсомольский вожак, был в курсе всех событий, происходящих в стране, в родном Вилюйске: принимал непосредственное деятельное участие в организации артелей, ликвидации безграмотности, в уборочной, налоговой и займовой кампаниях, в спортивно-массовой работе.

В 1939 году после окончания с отличием Якутского государственного педагогического института Андрей Леонидович был оставлен в Институте преподавателем русского языка и литературы. В это же время он встретил свою будущую жену, уроженку Мегино-Кангаласского района, Татьяну Васильевну Скрябину, которая была для него и их детей не только доброй и заботливой женой и матерью, другом и соратником мужа, но и прекрасным педагогом. Татьяна Васильевна — заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения.

Андрей Леонидович и Татьяна Васильевна воспитали троих детей, продолжавших их дело – служение образованию: Аврора Андреевна Кугаевская, кандидат медицинских наук, доцент МИ СВФУ имени М.К.Аммосова; Александр Андреевич Кугаевский, кандидат экономических наук, профессор, директор ФЭИ СВФУ имени М.К.Аммосова; Татьяна Андреевна Кугаевская (Щербакова), кандидат педагогических наук, доцент.

До мобилизации на фронт в 1942 г. Андрей Леонидович работал заведующим учебной частью Дома пионеров, учителем средней школы №2 г.Якутска.

В годы войны он служил в Забайкальском военном округе, где окончил школу младших командиров. Будучи учителем по призванию, он обучал русскому языку солдат из Якутии, Бурятии и других национальных республик, ведь в то время многие из них никогда не выезжали за пределы своего наслега, аула… Через год в должности командира взвода полковых минометов был направлен на продолжение военной службы в Монголию. В 1945 г. в составе войск Забайкальского фронта принял участие в разгроме  Квантунской армии Японии. В рядах Советской Армии Андрей Леонидович был отличником боевой и политической подготовки, секретарем бюро комсомольской организации минометного батальона, членом бюро полкового комитета комсомола. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», Благодарностью от Верховного Главнокомандующего «За отличные боевые действия против японских агрессоров».

Таким образом, Андрей Леонидович был на фронте не только отличным солдатом, но и комсомольским вожаком, педагогом-учителем, преданным выбранной профессии при любых обстоятельствах. Невольно предстает перед нами образ врача из «Судьбы человека» М.Шолохова, который, несмотря на страшные положения военнопленных,  на свой страх и риск тихо ходил между рядами пленных солдат и предлагал свою помощь… Так и Андрей Леонидович, будучи скромным, прекрасно воспитанным и интеллигентным человеком не мог оставаться в стороне от большой беды, быть просто созерцателем происходящего вокруг или ждать каких-то указаний, а сам был инициатором многих добрых и нужных начинаний, потому что он иначе не мог…

После демобилизации в августе 1946 г. Андрей Леонидович работал завучем педагогического рабфака, директором средней школы №3 г.Якутска, заведующим городским отделом народного образования, инспектором Министерства просвещения ЯАССР, а в последние годы трудовой деятельности – методистом кабинета руководящих кадров ЯРИУУ.

С особой силой организаторский талант и высокий профессионализм Андрея Леонидовича проявился в 60-80 годах в должности инспектора школ МП ЯАССР. К должности инспектора тогда относилась двояко: с одной стороны, испытывали чувство какого-то внутреннего страха перед «всевидящим оком государево служащего», а с другой, — чувство уважения и преклонения перед личным педагогическим опытом и знанием инспектора. Именно личным опытом, глубоким знанием «подводных камней» системы образования республики Андрей Леонидович «подкупал» педагогов, учителей республики во время различных инспекторских проверок, тематических командировок. Большой плюс к этому – это его внутренняя культура, педагогическая тактичность, чувство глубокого уважения к труду Учителя, искреннее понимание того, что он должен, в первую очередь, помогать учителям и поддерживать их в педагогических поисках и начинаниях, а не ограничиваться констатацией недостатков … Следует отметить, в те годы вместе с Андреем Леонидовичем инспекторами школ МП ЯАССР работали замечательные люди, Учителя учителей с богатым педагогическим опытом – А.Н.Анисимов, В.Н.Софронеев, О.Н.Сапожникова, И.И.Чарин и другие, навсегда оставившиеся в памяти коллег, педагогической и родительской общественности республики доброе имя, открытое сердце…

Работая методистом кабинета руководящих кадров ЯРИУУ, Андрей Леонидович проявил себя также как опытный руководитель и организатор, ответственный сотрудник, грамотный специалист, прекрасный рецензент и редактор учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по русскому языку и литературе.

Таким образом, Андрей Леонидович как педагог-учитель вошёл в историю образования Якутии ещё в далекие тридцатые годы, будучи подростком, простым вожатым, впоследствии  ставшим одним из известных организаторов народного образования Якутии, посвятивший системе образования республики 58 лет.

Накануне юбилея, по нашему приглашению, посетили Институт дети Андрея Леонидовича, сын Александр Андреевич и  дочь Татьяна Андреевна, за что выражаем искренние слова благодарности.

Согласитесь, кто, если не его дети, помогут полно раскрыть образ Андрея Леонидовича как прекрасного семьянина, отца в глубоком понимании значения этого слова и просто человека.

Когда Александр Андреевич рассказывал об отце, то казалось, что его слова об отце как бы «замолкали» на мгновение, придавая этим чувство искреннего и глубокого уважения к нему, к ОТЦУ… По воспоминаниям Александра Андреевича, отец олицетворял собой  образ особого отношения к работе, который личным примером воспитывал в каждом из них ответственное отношение к труду, к порученному делу, уважительное и почтенное отношение к человеку Труда, умению прислушиваться к словам и вслушиваться в слова, проникая в глубины его многозначия, многоцветия…  Александр Андреевич, вспоминая отца, привел выражение, раскрывающее личность отца и его роль в воспитании: «полоска света под дверью кабинета отца» воспитала и сформировала его как личность: родители до глубокой ночи проверяли тетради учеников матери (отец помогал, он ведь тоже был филологом), готовились к предстоящим занятиям, вынашивали идеи… По словам  Александра Андреевича, отец был заядлым охотником, прекрасным спортсменом – лыжником.

Александр Андреевич и Татьяна Андреевна вспоминали, что их детство и становление как личности прошло в учительской среде, среди книг, откровенных разговоров и бесед с родителями о жизни, о смысле жизни… Частыми гостями были друзья семьи — известные педагоги, учителя, умные и эрудированные, глубоко интеллигентные люди, олицетворявшие собой особую деликатность, порядочность, чистоту отношений, умеющие дружить и ценить дружбу… Андрей Леонидович, будучи инспектором школ республики, много ездил по командировкам, после которых, по воспоминаниям его детей, «…он делился своими впечатлениями, рассказывал об интересных случаях, но при этом все это преподносилось нам, детям, с легкой доброй иронией как что-то сокровенное, неповторимое с чувством глубокого уважения к каждому герою рассказа…».

В нашей памяти остался образ Андрея Леонидовича, прекрасного семьянина, отца, воспитавшего личным примером, жизненными принципами замечательных детей, сына и дочерей, педагогов, ученых; одного из тех, кто стоял у истоков становления и развития истории образования республики; солдата, который с оружием в руках защищал Родину; человека, который всю свою жизнь был предан идеям гуманизма и оставался преданным его принципам до конца своей жизни.

Так многогранна и неповторима жизнь Андрея Леонидовича Кугаевского, подарившего народу саха прекрасную фамилию, многоголосую, многоликую… Когда слышишь эту фамилию, то возникает образ человека с особой внутренней культурой, умного, тактичного, что свойственно истинному интеллигенту…

Отдел по связям с общественностью ИРОиПК

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *