Дошкольное образование за рубежом (на примере Дании и Японии)

Как известно, в Республике Саха (Якутия) в связи с 95-летием системы дошкольного образования 2015 год объявлен Министерством образования республики Годом дошкольного образования. По настоящее время МО РС(Я) и ИРОиПК проведено ряд важных и нужных мероприятий по организации и управлению дошкольным образованием, созданию благоприятных и комфортабельных условий в детских садах и центрах, содержанию и структуре, также методике и технологии обучения и воспитания маленьких граждан России – дошкольников. Следует отметить, что, по словам непосредственных участников мероприятий – руководителей, воспитателей, педагогов  и специалистов дошкольного образования (собственно, для кого они были и адресованы и предназначены), все, что организовано и проведено оказало им неоценимую практическую помощь, помогло вспомнить «слегка забытые» научно-теоретические основы педагоги и системы ДОШ, подвело к своевременному и тщательному  изучению новых и современных нормативно-правовых документов и материалов, пробудило желание и стремление искать, творить, исследовать, т.е. «сеять разумное, доброе, вечное», но, по словам А.М.Цирульникова, профессора, д.п.н., «…с оглядкой на требования…». Вопросы дошкольного образования не остались в стороне и в дни республиканского съезда учителей и педагогической общественности. По инициативе МО РС(Я)  8 октября в актовом зале Дома Правительства №2 состоялась презентация «Дошкольное образование: трансляция традиций в пространство образования (на примере Дании и Японии)», в которой приняли участие делегаты  съезда, работники дошкольного образования, представители республиканской прессы. Зарубежные гости: Секиити Като, директор частного детского сада «Фудзи», госпожа Кумико Като, заместитель директора частного детского сада «Фудзи» (Япония) и господин Якоб Крузе, директор детского сада г.Копенгаген и эксперт Всемирного банка в сфере дошкольного образования (Дания). Господин Секиити Като представил презентацию по теме «Фудзи – место, где растут дети». Он подробно рассказал об организации работы своего детского сада, об особенностях ухода и присмотра за детьми. Всех присутствующих заинтриговала информация о самом здании детского сада, который может принять почти 800 детей. Дело в том, что здание имеет округлую форму, которая оказалась удобной и комфортной для эффективной и результативной организации работы с маленькими обитателями этого необычного здания. Далее директор отметил, что детский сад оборудован и оснащен в соответствии с самыми последними современными требованиями времени, т.е. созданы все благоприятные условия для обучения дошкольников. Многие участники презентации отметили интересную форму обратной связи с родителями: каждую пятницу детям раздаются фотогазеты, рассказывающие о жизни и деятельности детей за неделю, в любой форме, при любом действии, все открыто, реально, без никаких прикрас… Госпожа Кумико Като выступила по теме «Частные детские сады в Японии», которая вкратце рассказала об особенностях и роли частных детских садов в системе образования, о государственных субсидиях со стороны Правительства Японии, о платах за присмотр и уход за детьми. Господин Якоб Крузе рассказал о дошкольной образовательной системе в Дании, в частности, более подробно об организации, структуре и работе государственного детского сада, в котором он работает руководителем. Участники данного мероприятия узнали, что система ДО в стране распределена по кластерам, в один кластер входят 3 учреждения, которым руководит один человек. Он как руководитель несет ответственность за создание образовательных проектов развития, за создание благоприятных условий для работы своих коллег-воспитателей и организацию работы персонала.  Что касается содержания работы, то в основе его лежат 6 основных обучающих целей, направленных на индивидуализацию, социализацию, культуру, язык, тело и движение и т.д., это является комплексом обучения, служит основой планирования работы детского сада и развития детей с учетом всех аспектов личности ребенка. Особенность организации работы, на наш взгляд, в том, что составляется комплексный план работы кластера как воплощение идеи того или иного тематического проекта, который через 2 года пересматривается. Самое главное – прослеживается и предусматривается гуманный подход во всем, в воспитании, обучении и развитии каждого ребенка. Интересно то, что для каждой группы по возрастам предусмотрены разные оборудования, далее, часто проводятся различные совещания по группам, например, по 1 часу для прямого контакта с персоналом, в первую неделю  проводится как информационное собрание, во вторую – по группам — обмен информациями по работе, в третью – по вопросам планирования работы после встречи с директором и его консультации, в четвертую – общее обсуждение достижений, планирование. Вся работа детского сада, его структура характеризуется четкостью, конкретностью поставленных целей и задач, а именно; каждый работник должен понять и знать: кто, что, когда, зачем делает… Оказывается, директор не сидит у себя в кабинете, два раза в день лично посещает группы, встречается с воспитателями прямо на рабочем месте, отвечает на вопросы, дает советы, эту процедуру он называет «прогулкой по полям». Особое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, подчеркнул Якоб Крузе, которое предполагает вовлеченность родителей в образовательно-воспитательный процесс, что, безусловно, очень важно, открытый и доверительный диалог. Для родителей подготовлены специальные папки (сведения о детском саде, информация о детских болезнях и их предупреждениях, о концепции и философии содержания обучения и воспитания, об итогах работы и планах работы), которые в электронном варианте рассылаются каждому родителю с учетом их индивидуальных особенностей и семейного положения. По утверждению директора детского сада, основой работы воспитателя, педагога дошкольного образования являются четыре столпа: честность, профессионализм, искренность, сердце. На такой высокой и эмоциональной ноте закончилась презентация иностранных гостей, которые поделились опытом работы у себя на родине, в конце любезно отвечали на вопросы коллег-воспитателей.  

Отдел по связям с общественностью ИРОиПК

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *