Курсы для учителей химии: единый государственный экзамен

С 14 по 19 сентября в институте прошли курсы повышения квалификации учителей химии «Методические аспекты подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации по химии». Проблема  подготовки школьников к ЕГЭ по химии очень актуальна для учителей, поэтому один раз в год обязательно проводим курсы по такой теме. В этом году съехались 17 учителей химии. Среди них молодые учителя, только начинающие работать в школе, и опытные, которые уже много лет готовят своих выпускников к ЕГЭ. Учителя приехали с целью совершенствовать свои знания по химии, научиться решать химические задачи высокого уровня сложности,  и, самое главное, овладеть методикой обучения школьников решению тестовых заданий и задач разного уровня сложности. На вопрос: «Какие теоретические вопросы химии вас интересуют?»  учителя дают ,в основном, похожие ответы. Как всегда, они отметили электролиз, химическое равновесие, строение атома, цепочки превращений из органической химии. В этом году два учителя проявили интерес к теме «Химия и жизнь». Это свидетельство повышения компетентности учителей. Тема «Химия и жизнь» изучается  в конце 11 класса и в КИМах ЕГЭ образует четвертый блок содержания. Программа курсов построена на основе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, в соответствии с трудностями, которые встречаются у учителей при подготовке учеников к ЕГЭ. В первую очередь, рассмотрены теоретические вопросы из общей химии, органической химии. Эти занятия провели Иванова Зинаида Степановна, доцент кафедры органической химии СВФУ, к.х.н. и Степанова Светлана Иннокентьевна, доцент кафедры общей химии СВФУ, председатель экспертной комиссии по химии. На последующих занятиях слушатели изучали проблему планирования подготовки выпускников к ЕГЭ по химии и методические подходы обучения решению заданий КИМов ЕГЭ. Проблема планирования вызывает интерес у многих учителей, и даже опытному учителю не просто  организовать на уроке индивидуальную работу с учениками, сдающими ЕГЭ.  В школах ЕГЭ по химии обычно выбирают в классе не все, только отдельные ученики, например 2-3 человека или больше. Исходя из тех часов, которые по плану школы у учителя есть, а это может быть 1 час в неделю, рабочая программа учителя составляется на класс, и в ней индивидуальная работа с теми, кто сдает химию, не отражается. Как построить урок, чтобы ученик, сдающий химию, получил хорошую подготовку по ЕГЭ, а весь класс успел изучить всю программу 11 класса? Для учителя эта проблема  непростая. Каждый учитель решает ее по-разному. В первую очередь все зависит от того, насколько хорошо он сумеет спланировать работу с классом. На практикуме по планированию подготовки учащихся к ЕГЭ по химии слушатели конструировали разные варианты планов,  обсуждали  опыт учителей. Вторая половина курсов была посвящена методике обучения решению заданий ЕГЭ.  Учителя составляли дидактические средства для учащихся, разрабатывали разные  варианты заданий с выбором ответа. Особый интерес учителя проявили к задачам высокого уровня сложности. Такие задачи вызывают трудности не только у школьников, но и у учителей тоже. Слушатели изучили 4 типа задач: способы их решения и методику построения объяснений ученикам. На последнем практикуме  самостоятельно и в группах решали незнакомые типы задачи. Последний день курсов был самый интересный: учителя представили   опыт своей  работы, активно обсуждали актуальные проблемы: Бурцева Марианна Владимировна, учитель химии Соттинской СОШ Усть-Алданского район, рассказала об опыте использования в своей работе технологии «Сатабыл»; Карпова Серафима Ивановна, учитель химии Амгинской СОШ №1 Амгинского района, поделилась секретами обучения школьников решению задач о растворах; Соломонова Феодосия Викторовна, учитель биологии и химии Октемской СОШ Хангаласского района, показала свои приемы проведения уроков по теме «Теория электролитической диссоциации». Интересным был опыт  начинающих учителей, которые продемонстрировали свои уроки, показали интересные способы решения задач и многое другое, что может помочь учителю химии. По  материалам курсов планируется разработка пособия по подготовке выпускников к ЕГЭ по химии для учителей. В пособие будут включены также работы слушателей: варианты планирования, дидактические средства, методика решения задач. Думаем, такое издание будет востребовано среди учителей химии республики. Слушатели довольны результатами курсов, разъехались по школам с желанием начать активно претворять полученные знания и опыт в своей нелегкой, но интересной работе. Анна Матаннанова, завкафедрой естественно-научного образования, к.п.н.  ]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *