Летние экспедиционные школы как одна из форм повышения квалификации учителей и обучения учащихся исследованию на природе

С 1 по 15 июля 2015 года состоялась I Всероссийская экспедиционная школа учащихся и педагогов «Проектная и исследовательская деятельность в условиях летней экспедиционной школы педагогов и учащихся «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» для учащихся и педагогов и XIV Межрегиональная экологическая экспедиция школьников РФ, в которых приняли участие 10 учителей и 15 учащихся нашей республики. Проект «Учитель – ученик»,  реализуемый с 2002 года в различных улусах республики как «Курсы-экспедиции по проектно-исследовательской деятельности», в котором учитель и ученик работают в одной связке, реализуется в Сунтарском, Олекминском, Хангаласском, Верхоянском, Нюрбинском улусах. Непосредственным организатором данной экспедиции является АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». Мероприятие курировали Министерство образования и науки РФ, Министерство образования РС(Я), ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Региональное представительство Русского географического общества, Министерство образования и науки Пермского края, ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». Координатором программы I Всероссийской экспедиционной школы учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» и автором экспедиционного маршрута по знакомству с Уралом по Пермскому краю была Баскевич Ирина Александровна, учитель  географии МАОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми, абсолютный победитель городского и краевого конкурсов «Учитель года — 2012», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года — 2012». Ирина Александровна третий год тесно работает с «Институтом развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». Она – член жюри конкурса «Учитель года Республики Саха (Якутия)», участвует в организации и проведении курсов учителей географии республики. И в этом году, благодаря приглашению Ирины Александровны, 10 учителей естественных предметов республики и 15 их учеников приняли участие в данном мероприятии. Координатором XIV Межрегиональной экологической экспедиции школьников РФ является Головнер Владимир Нодарович, учитель химии ГБОУ СОШ № 1259 г. Москвы, лауреат Московского конкурса «Учитель года-1997». Владимир Нодарович является автором данных экспедиций, благодаря ему и под его чутким руководством лучшие педагоги России, лауреаты и победители региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года», объединившись, проводят мастер-классы, обучают школьников России по специально разработанным образовательным модулям, знакомят с авторскими программами полевых мастерских, делятся своим бесценным опытом педагогической деятельности друг с другом. В период экспедиции работал журналистский корпус «Учительской газеты», оказывающий информационное содействие проектам в сфере образования. Ход и результаты экспедиции освещались в центральной прессе «Учительская газета» и научно-методических журналах. Пермский край выбран как регион, представляющий особый интерес в природном, геологическом и историческом отношении. Для многих ребят и учителей, участвующих в экспедиции, это редкий шанс побывать в заповедных местах Урала, отдаленных уголках России. Было организовано практико-ориентированное взаимодействие учителей из 25 регионов России: делегации Владимирской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Ростовской , Саратовской, Свердловской  областей, Ставропольского края, Удмурской республики, Республики Болгария и другие, но самой многочисленной была наша – делегация Республики Саха (Якутия). Численность экспедиционной школы насчитывала – 280 человек. Возраст учащихся — школьники 4-11 классов из регионов России и Республики Болгария. Учителя внедрили разработанные впервые образовательные модули в форме экспедиционных исследований, экспедиционных практик и полевых мастерских, основ предметов естественно-научного, физико-математического цикла, а также изучение особенностей природного и историко-культурного потенциала территории. В программе были интересные образовательные модули: а)выездные образовательные «Экспедиционные исследования» и модули «Экспедиционные практики» для учителей и учащихся, такие как промывка русловых отложений малых рек с целью установления степени золотоносности; практики по обнаружению, исследованию степени хрусталеносности кварцевых жил; исследование особенностей формирования и условий добычи хромитовых руд и сопутствующих минералов уникального месторождения; знакомство в интерактивной форме с географией и с историей Пермского края, с историей особого социально-культурного явления Горнозаводской Уральской цивилизации; минералогическое, палеографическое  обследование памятников природы – Камня Шайтан, Камня Стрельный, Каменного города и др.; б) интересные полевые мастерские, авторские мастер-классы по темам исследований в различных областях наук, интенсивный курс обучения учащихся по прикладным экологическим, естественнонаучным, литературоведческим, краеведческим программам, веревочному курсу и курсу выживания в условиях дикой природы, выполнение широкого спектра исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, геологических особенностей территории, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения экспедиции. Таким образом, учителя нашей республики прошли повышение квалификации в  ГБУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» и АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II». В ходе экспедиции реализован широкий спектр исследовательских и проектных программ экологической направленности, осуществлена большая программа обмена педагогическим опытом между учителями России. Педагоги из разных регионов России – лауреаты и победители региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года» – поделились опытом с пермскими и якутскими педагогами  в формате профи-лектория, мастер-классов, тренинговых площадок. Опыт сотрудничества, взаимной работы оказался весьма эффективным. В итоговой конференции наши учителя представили на защиту вниманию экспертной комиссии интересные проекты, опыт педагогической работы «Проектно-исследовательская деятельность республики» на примере школ города Якутска: Национальной политехнической СОШ №2 (Березкина Е.Е. учитель географии), кадетской школы (Морозова О.И.,учитель географии и биологии, Моисеев А.Г. учитель истории); б) сельских школ, на примере Сангарской гимназии (Эверстова М.К.,учитель биологии), Майинской СОШ (Жиркова В.В.,учитель географии), Сунтарской СОШ (Петрова Л.Н.; в) агропрофилированных школ на примере Тулагинской (Филиппова О.А., учитель географии),  Абыйской  ( Слепцова А.П.,учитель биологии и химии); г)  северных школ на примере Анабарской улусной гимназии (Колесова Д.М.,учитель биологии и химии). Представлен опыт работы ИРОиПК по экологическому образованию и летним экспедициям учителей и учащихся по проекту «Учитель-ученик» (Новгородова А.И). Вызвало интерес выступление представителя нашей делегации, участника многочисленных экологических экспедиций Петровой Лидии Николаевны, создателя-фотографа «Путеводителя по Сунтарскому улусу». На память об экспедиции Лидия Николаевна вручила  учителям Пермского края свой «Путеводитель», а интересный материал «Цеолит Сунтарского улуса» в знак признательности был подарен краеведческому музею города Горнозаводска. Учащиеся названных выше школ республики оказались творческими, креативными, интересными, открытыми к новым инновационным знаниям, принимали активное участие во всех мастер-классах, полевых исследованиях, в традиционных мероприятиях, спортивных баталиях; этап за этапом, как новички, постигали всю прелесть жизни в полевых условиях, исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климатический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом. В течение двух недель ребята обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 30 мастерских и совершили путешествие в прекрасные уголки Пермского края. На итоговой конференции в переполненном концертном зале на сцене в увлекательной и презентационной форме учащиеся рассказывали о результатах своих изысканий в формате научного театра. Организаторы экспедиции вручили учащимся сертификаты. Интересная, для нас новая, форма проведения конференции в полевых условиях понравилась всем участникам. Нашу делегацию, как активных участников всех мероприятий, пригласили на следующие экспедиции. Мы подружились со всеми делегациями, все хотят посетить Якутию, приглашают в Болгарию. Несмотря на дождь и прохладную погоду, экспедиционная школа запомнилась участникам теплой и дружеской атмосферой, интересной и насыщенной образовательной программой. Каждый участник экспедиции получил на память  символ Пермского края – селенитовый медведь. Летние экспедиционные школы,  как одна из форм повышения квалификации учителей и обучения учащихся на природе, становится популярней, увлекает и привлекает всё новых и новых учителей, единомышленников для обмена опытом, идеями и педагогическими находками. Экспедиционная и исследовательская деятельность современных школьников – это залог успешного будущего для всей науки. [gallery link="file"]      

Новгородова Антонина Иннокентьевна,

к.п.н., доцент ИРОиПК РС (Я),

«Отличник образования РС (Я)», «Методист Якутии»,

руководитель проекта «Учитель-ученик»;

Колесова Дария Михайловна,

учитель биологии и химии высшей категории,

«Отличник образования РС (Я)»;

Слепцова Анна Петровна,

учитель биологии и химии высшей категории,

«Отличник образования РС (Я)».

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *