Байкальский образовательный форум (БОФ)

Свыше 1000 педагогов и управленцев из 34 регионов России, Индии, Японии, США, Монголии приняли участие в Байкальском образовательном форуме (БОФ), который прошел под лозунгом «Учитель и культура – вызовы XXI века» с 4 по 7 июля 2013 г. В работе форума приняли от республики участие

  • Габышева Ф.В, заместитель Председателя Правительства РС (Я);
  • Попова Н.Г, заместитель министра образования;
  • Татаринова С.С., начальник Управления образования городского округа «город Якутск»,
  • Коврова С.Е., заместитель директора ИРО и ПК.
Наш корреспондент встретился с заместителем министра образования РС(Я) Надеждой Герасимовной Поповой и побеседовал о работе Байкальского образовательного форума. Корр.: Надежда Герасимовна, Республика Саха (Якутия) не первый раз участвует на Байкальском образовательном форуме. Каковы Ваши впечатления? Н.Г.: Действительно, наша республика ежегодно принимает самое активное участие в Форуме. Пятый год Бурятия становится местом встречи представительного экспертного сообщества по обсуждению проблем развития российского образования. Важно отметить, что форум мобилизует профессиональное сообщество на осмысление долгосрочной образовательной политики, на коллективную разработку рекомендаций всем уровням управления образованием по ключевым направлениям развития системы образования. Корр.: Какие основные темы были обсуждены на форуме? Н.Г.: На обсуждение были вынесены такие вопросы, как введение стандарта общего образования, создание Всероссийской системы оценки качества образования, разработка стандарта дошкольного образования, создание принципиально новой информационно-образовательной среды, включая введение электронного «Паспорта школы». Участники форума отметили необходимость сохранения и соблюдения системных принципов, которые изначально были положены в основу модернизационных процессов, такие, как самостоятельность образовательных организаций, связь зарплаты работника с качеством его труда, прозрачность управленческих решений, государственно-общественный характер управления образованием, формульные механизмы доведения средств до образовательных организаций, развитие свободной конкуренции на рынке образовательных услуг по показателям их качества. Плодотворно прошли панельные дискуссии
  • «Эффективный контракт – реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года»,
  • «Мировые тренды и стратегии развития системы образования»,
  • круглый стол «Учитель и культура – вызовы XXI века».
Корр.: Несколько слов о панельной дискуссии «Эффективный контракт – реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года», пожалуйста. Н.Г.: Введение эффективного контракта активно обсуждается в педагогических кругах. В своем выступлении Н.М. Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», отметила, что «эффективный контракт – система трудовых и экономических отношений между работодателем и работниками- это легитимизованная система оплаты труда, обладающая рядом особых свойств.
  • Первое свойство: уровень заработной платы основных работников должен быть конкурентоспособен.
  • Второе свойство: заработная плата работника должна зависеть от количества и качества труда.
  • Третье свойство: показатели качества труда основных работников должны коррелировать с показателями качества реализации услуги государственного (муниципального) задания».
С докладом «Роль муниципального органа управления образованием в формировании эффективной системы оценки качества образовательных услуг» выступила А.А. Пустошкина, начальник отдела образования Ворошиловского района г.Ростов-на-Дону. О финансово-экономических возможностях реализации эффективного контракта рассказала У.С.Афанасьева, председатель Комитета по образованию г.Улан-Удэ. Своими мыслями о введении эффективного контракта поделилась С.С.Татаринова, начальник управления образования городского округа «город Якутск». Сегодня в системе школьного образования должна быть создана почва для создания привлекательных рабочих мест за счет обеспечения такой заработной платы педагогическим работникам, которая сопоставима со средней заработной платой в соответствующем регионе, своего рода «эффективный контракт». То есть эффективный контракт для работника понимается как трудовой договор с оплатой по результатам работы.      Корр.: Надежда Герасимовна, на Форуме много говорилось о дошкольном образовании. Несколько слов об этом. Н.Г.: Действительно, на Форуме большое внимание было уделено дошкольному образованию. Сегодня идет процесс модернизации дошкольного образования. Так, новый Закон Российской Федерации «Об образовании » — это первый закон в России, который фиксирует, что дошкольное образование является ступенью общего образования, а не только системой , на которой организован присмотр и уход за детьми. То есть это не только кормление, забота о здоровье и т.д., но и образование. Издан Указ Президента РФ о повышении заработной платы педагогическим работникам дошкольного образования. Правительством РС (Я) приняты все необходимые меры по повышению зарплаты, темпы увеличения фонда оплаты труда предусмотрены с учетом целевых показателей. По итогам года средняя заработная плата педагогических работников ДОУ должна достичь средней заработной платы по общему образованию ( прогнозно- 36 тысяч рублей). Также к 2018 году должен решиться вопрос ликвидации очередности в ДОУ в республике. Для достижения этой цели Президентом и Правительством Якутии предусмотрены несколько путей: это создание дошкольных учреждений на первых этажах жилых домов, строительство новых детских садов в рамках «Движения добрых дел» за счет средств республиканского и муниципального бюджетов. В связи с принятием мер по ликвидации очередности в детских садах и повышением заработной платы 252 педагога другого профиля в этом году изъявили желание пройти профессиональную переподготовку на должность воспитателей детских садов в Институте развития образования и повышения квалификации МО РС (Я). Участники форума отметили, что необходима системная модернизация дошкольного образования, поэтапное введение ФГОС дошкольного образования: отработка на практике механизмов введения ФГОС дошкольного образования в пилотных регионах и муниципалитетах, внесение необходимых изменений в ФГОС дошкольного образования, и только затем массовое введение стандарта. На секции было предложено, что необходимо зафиксировать в ФГОС дошкольного образования финансово-экономические параметры реализации основной образовательной программы дошкольного образования, так как это позволит в субъектах Российской Федерации корректно сформировать объем бюджетных средств, необходимый для предоставления населению качественной образовательной услуги. В ходе работы секции представители частного бизнеса отметили проблемы в процедуре лицензирования негосударственных частных организаций, предоставляющих образовательные и иные услуги для дошкольников.      Корр.: Интересно бы узнать, какие проблемы были подняты в ходе работы Круглого стола «Учитель и культура – вызовы XXI века». Н.Г.: Тема Круглого стола была интересна для нашей делегации и многих участников Форума. Ведь для нас, педагогов Якутии, культура – не отвлеченное понятие, а живая практика: культура взаимоотношений, культура быта, культура познания, культура творчества. Изучение истории родной республики, ее обычаев и традиций-это тоже один из аспектов культуры. Сам процесс развития образования в республике можно назвать культуротворческим. С начала 2000-х гг. в Якутии шаг за шагом началось то, что сегодня называется социокультурной модернизацией образования. В республике используется подход, развиваемый сегодня рядом крупных ученых, педагогов, в частности, академиком А.М.Цирульниковым, при котором социокультурное измерение оказывается не второстепенной, а одной из основных, фундаментальных характеристик образовательных процессов. Сегодня ни один инновационный проект не обходится без углубленного анализа, диагностики типа социокультурной ситуации, в которой находятся образовательные учреждения, населенные пункты, районы Республики. У нас есть выявленная в ходе экспедиций в отдаленные районы Якутии социокультурная типология улусов, среди них- так называемые культурно-исторические, инновационные, бывшие промзоны, в которых находятся около 25% районов Севера, традиционные национальные улусы и другие. Для разных типов ситуаций существуют варианты возможных решений, стратегии и модели развития образования, которым мы обучаем практиков. Мы на собственном опыте осознали, что не существует безнадежных ситуаций- в самых тяжелых из них можно найти решения. Развитие современного образования и жизни можно назвать живой культурой. Той самой, которая позволяет при соединении традиций и общецивилизационных качественных преобразований сделать скачок в развитии образования и общества. Корр.: И еще: в чем отличие Y-го Байкальского образовательного форума от предыдущих, по- Вашему? Н.Г.: В отличие от предыдущих форумов, как новизна, был проведен молодежный слет «Растут пеликаны», в котором приняли участие молодые учителя Сибири и Дальнего Востока. От республики приняли участие 13 молодых педагогов. Наши молодые коллеги представили проекты на панельных дискуссиях, презентационных площадках, приняли участие в образовательных экспедициях, спортивно-культурных программах . Корр.: Насколько я знаю, Вы и Ваши коллеги вернулись с хорошей новостью, заняв призовое место в конкурсе управленческих моделей. Каковы общие результаты участия на БОФе-2013? Н.Г.: На V Байкальском образовательном форуме «Учитель и культура – вызовы XXI века» были подведены итоги второго межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей. На конкурс было представлено около 100 региональных моделей институционализации новых представлений о качестве образования и проведена их экспертиза. Республикой Саха (Якутия) представлен проект «Деятельностная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений». Данный проект был разработан в недрах Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского- II (директор д.п.н. Г.И. Алексеева). Победителями II Межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей стали :
  • Гран-при: Проект «Группы выездного воспитателя – эффективная форма дошкольного образования в отдалённой сельской местности», Пензенская область.
  • I место- Проект «Управленческая модель регионального института образовательной политики», Республика Бурятия;
  • II Место — Проект «Управление изменениями: общие подходы к внедрению нормативного финансирования в сфере образования региона», Иркутская область;
  • III место-Проект «Деятельностная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия)», Республика Саха (Якутия).
Подводя итоги Y Байкальского форума, Игорь Михайлович Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, подчеркнул, что «одним из важных эффектов Форума стало то, что в общественной среде в настоящее время возникает много агентов влияния, которые принимают самое активное участие в разработке ключевых принципов, нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. Произошел существенный сдвиг в развитии идеи саморегулирования, и это один из главных трендов современной образовательной политики». Корр.: Что-ж, занять 3-е призовое место из 100 предъявленных на экспертизу проектов-это очень большое достижение! Примите поздравления, Надежда Герасимовна, и в Вашем лице поздравляем Министерство и разработчиков проекта-наш Институт и благодарю Вас за столь исчерпывающую информацию о работе одного из престижнейших Форумов по вопросам развития российского образования. Пусть наиболее значимые идеи Форума воплотятся в сфере образования нашей республики!

Пресс-центр

]]>

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *