ГРУППА 1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 6 июня 2013 года в Якутске в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Дальневосточного федерального округа начала работу проектная группа «Система оценки качества образования: федеральный уровень». Координатор – Мария Миркес, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». Мария Миркес работу в группе начала с конкретной постановки проблематики работы, заметив, что в 2020 году формы итоговой аттестации ЕГЭ, ГИА будут сохранены, но при этом появятся испытания, позволяющие оценивать и метапредметные результаты, так как сейчас инструментом определения соответствия является тест, по которому не может быть оценена значительная часть метапредметных образовательных результатов. Участники группы обсудили необходимость разработки новой модели аттестационных процедур. Предлагаемая Институтом проблем образовательной политики «Эврика» процедура проверки сформированности значительного ряда метапредметных умений основана на событийности: учащийся проживает целостный акт деятельности, связанной с решением специально выстроенной задачи. Аттестационное событие имеет несколько этапов:
- Учащийся выбирает интересную для себя предметную область. Совершаемая учащимся проба становится основой выбора профиля обучения на старшей ступени школы;
- Сделанный выбор подтверждается посредством портфолио;
- Индивидуальный этап состоит из нескольких частей: индивидуальное решение задачи (с использованием электронной среды и возможностью провести эксперимент); знакомство с решениями других участников (в электронной среде); комментирование решений других участников в электронной среде; возможная коррекция своего решения;
- Групповой этап представляет собой решение задачи в группе, при этом проявляются коммуникативная, информационная и учебная грамотности;
- Презентация решения, ответы на вопросы специалистов-предметников.
- В задании 1: Нужно записать сформулируй запрос в поисковой системе; зафиксируй свои запросы (а не вопросы);
- В задании 3: Прокомментируй одну из работ; перешли свой комментарий (не рецензию) экспертам (при этом на данную работу нужно дать не 20, а 15 минут);
- В задании 4: Прочитай комментарий ( а не рецензию) других учащихся.
- В инструкции обязательно записать: Дети должны быть из разных школ (иначе экспертам трудно уловить роль каждого ребенка в работе над проектом, дети просто могут тихо между собой договориться);
- В задании внести пункт: Группа должна представить одно решение (один проект).
- Внести балл «0» по всем параметрам;
- В «информационную грамотность» листа 3 добавить пункт 2.4.Ученик демонстрирует наличие авторской позиции, строит свои графики, диаграммы и т.д.;
- В «коммуникативную грамотность» листа 3 изменить пункт 3.3. Аргументация в тексте богата и разнообразна;
- В критериях групповой работы нужно внести критерии, позволяющие четко оценить вклад (роль) каждого участника группы.
- если учащийся не отправил ни один запрос, но при этом выдал хороший конечный результат;
- если ребенок не работал в группе, а выдал индивидуальный проект.
- предложенная работа позволяет оценить уровни сформированности учебной, коммуникативной и предметной грамотности;
- эксперты должны быть хорошо подготовлены к проведению и оцениванию итоговой аттестации в такой форме;
- необходимо скорректировать критерии оценивания;
- группы должны сформироваться из учащихся разных школ.
Любовь Винокурова, Александра Габышева, аналитическая группа
Республики Саха (Якутия
ГРУППА 2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 6 июня 2013 года в Якутске в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Дальневосточного федерального округа начала работу проектная группа «Система оценки качества образования: региональный уровень». Координатор – Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». Работа в группе строилась вокруг моделирования событийного мероприятия при итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Все участники были разделены на 2 микрогруппы, куда входили учащиеся школ г.Якутска и эксперты – наблюдатели из числа присутствующих учителей. В самом начале работы Еленой Ушаковой был дан подробный инструктаж для учащихся и экспертов (цель, регламент и так далее). Обеим группам было дано одинаковое задание, в основу которого легла предметная задача по географии. Работа каждой группы включала 2 этапа:- Знакомство с двумя точками зрения на взаимоотношение природы и человека и создание карты гипотетической территории со всеми объектами жизнедеятельности людей и редких видов животных в подтверждении общей точки зрения.
- Публичное выступление на пленарной части семинара, ответ на вопрос: возможна ли в 21 веке гармония между природой и человеком с презентацией созданной карты.
- умение распределять роли
- ставить цели и задачи
- планировать деятельность
- осуществлять поиск информации и преобразовывать ее
- умение рефлексировать, принимать другие точки зрения и так далее
Людмила Прокопьева, аналитическая группа Республика Саха (Якутия)
ГРУППА 3. СИСТЕМА ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 6 июня 2013 года в Якутске в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Дальневосточного федерального округа начала работу проектная группа «Система оценки качества образования: муниципальный уровень». Координатор – Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика». В рамках работы проектной группы с докладом «Система оценки качества образования: муниципальный уровень» выступил Владимир Бацын, координатор группы. Эксперт представил возможные механизмы участия муниципалитета в разработке образовательных программ тех образовательных организаций, учредителем которых он законодательно является:- представление об образовательной программе школы как механизме управления процессом социализации; наполнение этим контекстом понятия «миссия школы»; принципиальная открытость образовательной программы в окружающий социум; роль и место муниципальной «сферы социализации»;
- механизмы сопряжения целей, задач и содержания деятельности муниципалитета и подведомственных школ в создании условий для горизонтального взаимодействия в интересах реализации совместных программ «муниципальной социализации» подрастающего поколения;
- создание механизмов школьно-муниципального мониторинга и оценивания качества социализация с участием представителей местного сообщества (в том числе членов школьных управляющих советов).
Иван Трифонов
ГРУППА 4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 6 июня 2013 года в Якутске в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Дальневосточного федерального округа продолжила работу проектная группа «Система оценки качества образования: школьный уровень». Координатор – Владлен Игнатович, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». К проведению семинара были привлечены школьники г.Якутска. Владлен Игнатович объяснил учащимся цель их участия в семинаре и объяснил регламенты проведения процедуры аттестации. На первом этапе моделирования ситуации учащиеся и учителя участники семинара проанализировали экспертные карты, ознакомились с параметрами оценивания. После этого участникам семинара было необходимо:- Оценить работу учащихся по оценочным листам;
- Доработать по возможности оценочные экспертные листы.
Варвара Аммосова, аналитическая группа Республики Саха (Якутия)
]]>