Региональный мониторинг эффективности деятельности руководителей ОО

ПРИКАЗ

ПОКАЗАТЕЛИ

Актуальность.

В Указе Президента Российской Федерации (от 07.05.2018 N 204 в ред. от 19.07.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») определены цели:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели должны быть реализованы посредством решения указанных задач:

— внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, … обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

— формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

— создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

— внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

— создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в указе «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» постановил: «Определить до 2024 года приоритетными целями развития образования в Республике Саха (Якутия):

1.1. Вхождение Республики Саха (Якутия) в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования.

1.2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи.

1.3. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов Республики Саха (Якутия)».

Такая постановка целей и задач определяет серьезные требования к выстраиванию механизмов управления реализацией национального проекта. Очевидно, что ключевыми субъектами этой реализации становятся руководители образовательных организаций,  их уровень профессиональной компетентности.

Для нашей Республики характерны:

1) Очаговая система расселения (2/3 обучающихся проживают в городской местности):

 – миграция населения в столицу республики приводит к перегруженности классов, недостаточности количества общеобразовательных учреждений (144 ОУ);

– отток населения из сел в свою очередь приводит к возрастанию количества малочисленных и малокомплектных школ (59 малокомплектных, 11 кочевых школ).

2) Многонациональный состав обучающихся, в том числе, дети мигрантов из стран СНГ, в том числе, не владеющих (или плохо владеющих) русским языком. Общее количество национальностей в республике – больше 40.

3) Сложная дорожная логистика.

4) Низкая скорость интернета в удаленных районах и наслегах.

Сильными сторонами системы образования региона, позволяющими выполнить цели и задачи указа Главы республики, являются:

— соответствие 78% объектов системы образования современным условиям;

— уменьшение численности обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, ( 6,5);

— снижение доли обучающихся во вторую смену (12,9%);

— увеличение доли учащихся, обучающихся по программам профильного обучения, ( 65,5%);

— осуществление 91 школой допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся (22,1% от общего числа школ старшей ступени обучения);

— успешное участие обучающихся на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (37 призеров)

— относительно высокий процент выпускников, получивших 100 баллов по результатам ЕГЭ;

— достаточно высокое количество обучающихся (145), удостоенных премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи;

— реализация вариативных образовательных программ: профильного, дуального, инклюзивного образования, агропрофилированных, политехнических, кочевых, кадетских, ассоциированных школ и др.;

— создание сети школ – бизнес образования, бизнес-инкубаторов;

— формирование инфраструктуры электронного обучения, внедрение электронного документооборота;

— совершенствование системы поиска и поддержки талантливых детей, деятельность Малой академии наук;

— система поддержки педагогических кадров (повышение заработной платы, обеспечение жильем, грантовое стимулирование);

— реализация проектов: «Точки роста», «Республиканский учебник», «Дуальное образование», «Агропрофилированные школы», «Международная олимпиада «Туймаада», «Профессиональное будущее Якутии», «Молодой хозяин земли», «Воспитание — всем обществом», «Будущий дипломат», «Кочевая школа», «Учитель Арктики», «Культура народов РС(Я)», «ФГОС в школах коренных малочисленных народов Севера РС(Я)», «Детское североведение» и др.

В системе общего образования республики остаются нерешенными проблемы:

  • наличие 64 аварийных (10,2%) и 17 ветхих (2,6%) зданий школ, наличие 340 школ (52%), не имеющих удобств, из которых в арктической зоне 60 (53%); недостаточное соответствие материально-технической базы современным требованиям;
  • обучение во вторую смену 12,9% обучающихся;
  • по данным PISA республика  в 2015 году занимала в рейтинге регионов 35 место;
  • низкая скорость, отсутствие Интернета в отдаленных населенных пунктах, в т.ч. в северных и арктических. Высокие тарифы на обеспечение доступа к сети Интернет по спутниковой технологии;
  • недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в арктических и северных районах.

Указанные особенности во многом могут определить успешность реализации национального проекта в сфере образования. Имея разные стартовые условия и разный потенциал, образовательные организации должны двигаться в этом проекте своим собственным путем. Ключевой региональной задачей при этом становится необходимость эффективного управления образовательным процессом, основную  роль в котором играет руководитель образовательной организации, что обуславливает необходимость создания, введения и реализации мониторинга эффективности деятельности руководителя образовательной организации (ОО) на региональном уровне.

Цели и задачи

Основной целями проведения мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:

  1. Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в условиях реализации целей Указа ГлавыРС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».
  2. Повышение качества подготовки обучающихся в области формирования и развития функциональной грамотности.
  3. Совершенствование  образовательных сетей, в том числе, внедрение общеобразовательной организации в существующие международные, федеральные и региональные сети и создание новых сетей.
  4. Совершенствование кадрового состава общеобразовательной организации.
  5. Развитие профессиональных компетентностей руководителей общеобразовательных организаций.

Для достижения этой цели необходимо выявить ключевые показатели, характеризующие эффективность руководителя в реализации данной цели.

Полученные результаты позволят:

  • Выявить эффективных руководителей образовательных организаций,  образования, имеющих более высокий потенциал и «стартовые» позиции в реализации задач Указа, которые могут стать лидерами в том или ином направлении развития системы образования Республики Саха (Якутия), и за счет которых будут, в первую очередь обеспечиваться общереспубликанские целевые показатели.
  • Мотивировать руководителей образовательных учреждений и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами,  определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования посредством включения в сетевое образование
  • Привлечь внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также активной общественности к проблемам и перспективам развития системы образования.

Основные группы потребителей результатов данного мониторинга являются:

  • Сотрудники органов управления образованием муниципального и регионального уровней;
  • Органы управления (в том числе, государственно-общественного) и руководители образовательных организаций;
  • Представители органов местной власти и государственных органов исполнительной власти;
  • Представители общественности, заинтересованной в развитии образования в Республике Саха (Якутия).

Предметом мониторинга являются результаты деятельности ОО, руководителя и условия, в которых осуществляется функционирование образовательных организаций Республики Саха (Якутия) и которые оказывают влияние или связаны с реализацией задач Указа.

При проведении мониторинга будут реализованы следующие задачи:

  1. Определить показатели мониторинга эффективности деятельности руководителя ОО, которые являются значимыми с точки зрения эффективной реализации Указа.
  2. Выявить эффективных руководителей, которые станут лидерами по тем или иным направлениям повышения качества образования (Создать базу эффективных руководителей ОО).
  3. Создать базы ОО с высоким и слабым  потенциалом реализации задач Указа для содействия развитию и определению ресурсной поддержки.
  4. Обеспечить постоянные контроль и оценку деятельности коллективов и руководителей ОО по достижению показателей Указа.
  5. Содействовать созданию адресных рекомендаций руководителям по повышению качества образования в управляемом ими общеобразовательном учреждении.

Источники данных:

Для проведения оценки будут использованы данные государственного статистического наблюдения и данные внутреннего исследований.

Направления мониторинга

Содержательные направления проведения мониторинга эффективности руководителя образовательной организации определены на основе Паспортов региональных проектов и Методики оценки региональных управленческих механизмов. Они соответствуют и целям, сформулированным в Указе Главы Республики Саха (Якутия) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)», и Паспорту национального проекта «Образование» (проект от 07.12.2018 года, обсуждаемый на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. При этом отобраны только те проекты, реализация которых имеет школьную специфику и осуществляется в основном на школьном уровне.

Таким образом, направления мониторинга эффективности руководителя образовательной организации в условиях реализации национального проекта могут быть представлены в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1. Направления мониторинга эффективности руководителя образовательной организации  в контексте реализации национального проекта в сфере образования

в Республике Саха (Якутия).

Целевые программы     Цели мониторинга «Современная школа» «Успех каждого ребенка» «Цифровая образовательная среда» «Учитель будущего» «Социальная активность» «Поддержка семей, имеющих детей»
 1.Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в условиях реализации целей Указа Главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» Набор показателей 1.1. Набор показателей 1.2. Набор показателей 1.3. Набор показателей 1.4. Набор показателей 1.5. Набор показателей 1.6.
2.Повышение качества подготовки обучающихся в области формирования и развития функциональной грамотности. Набор показателей 2.1. Набор показателей 2.2. Набор показателей 2.3. Набор показателей 2.4. Набор показателей 2.5. Набор показателей 2.6.
3.Совершенствование  образовательных сетей, в том числе, внедрение ОО в существующие международные, федеральные и региональные сети и создание новых сетей Набор показателей 3.1. Набор показателей 3.2. Набор показателей 3.3. Набор показателей 3.4. Набор показателей 3.5. Набор показателей 3.6.
4.Совершенствование кадрового состава общеобразовательной организации. Набор показателей 4.1. Набор показателей 4.2. Набор показателей 4.3. Набор показателей 4.4. Набор показателей 4.5. Набор показателей 4.6.
5.Развитие профессиональных компетентностей руководителей общеобразовательных организаций Набор показателей 5.1. Набор показателей 5.2. Набор показателей 5.3. Набор показателей 5.4. Набор показателей 5.5. Набор показателей 5.6.

Набор показателей включает в себя:

—  показатели обеспечения условий образовательной деятельности по подготовке обучающихся по программам базового и  высокого уровней, обеспечивающихся как профильными, так  и индивидуальными учебными планами, планами внеурочной деятельности;

— по структурно — организационным условиям обеспечения качества образования (сетевым, дистанционным,  и пр.);

— нормативно-правовым  условиям (договора с организациями дополнительного образования, профессионального образования, учреждениями культуры и др.);

— кадрового обеспечения;

— показатели результативности образовательной деятельности, в том числе в области профориентации;

— по квалификации руководителя в области управления (в том числе, учет результатов внешней системы оценки сформированности профессиональных компетентностей руководителя).

Конкретное наполнение ячеек матрицы (наборы показателей) определяется из перечня показателей, представленного ниже в соответствующем разделе.

Расчет баллов

По направлениям реализации целей определены 45 показателей:

— «Повышение качества управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций в условиях реализации целей Указа Главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)» максимальное количество —  10 показателей.

— «Повышение качества подготовки обучающихся в области формирования и развития функциональной грамотности» — 15 показателей.

— «Совершенствование  образовательных сетей, в том числе, внедрение ОО в существующие международные, федеральные и региональные сети и создание новых сетей» — 12 показателей.

— «Совершенствование кадрового состава общеобразовательной организации» — 6 баллов.

— «Развитие профессиональных компетентностей руководителей общеобразовательных организаций» — 2 показателя.

______________________________________________________________________

Для обеспечения соразмерности суммируемых величин (используемые в методике показатели имеют разную размерность, например, проценты, единицы, человеки и др.) проводится нормирование по следующим значениям:

  1. Проценты переводятся в десятичные дроби (100% — 1, 70% — 0,7 и т.д.)
  2. Единицы измерения «да/нет» соответствуют баллам от 0-1.
  3. Показатель «Численность обучающихся организации в расчете на одну ЭВМ, используемую в учебных целях» рассчитывается по формуле: количество обучающихся 2-11 класс/количество ЭВМ, используемых в учебных целях.
  4. Введены коэффициенты по показателям участия в ВОШ:

Наличие победителей регионального этапа ВОШ от численности участников школьного этапа – 5 (при наличии победителя регионального этапа ВОШ – 5 баллов)

Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ от численности участников школьного этапа – 10.

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОО

]]>