Проекты

1.     Сведения об организации-заявителе:

1.1. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия).

1.2.    Учредитель: Министерство образования Республики Саха (Якутия).

1.3.   Юридический адрес – г. Якутск, пр. Ленина, 3. Фактический адрес – 67700, г. Якутск, пр. Ленина, 3.

1.4.  Директор – Алексеева Галина Ивановна.

1.5.  Телефон (факс): 8 (4112) 42 20 69

1.6.  Электронная почта – iropk@sakha.ru    Сайт – http://iropk.ykt.ru

1.7. Региональный оператор КПМО; региональный оператор КОЭРСО; региональный оператор проекта «Электронный паспорт школы»; региональный оператор проекта ЮНЕСКО «Учитель Арктики»; стажировочная площадка по распространению на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования и развитие муниципальных систем дошкольного образования.

1.8.   Проект в соответствии с уставом за рамки основной деятельности организации не выходит: «2.1. Предметом и целью деятельности Института является анализ, прогнозирование, обеспечение эффективного решения задач развития региональной системы образования, преемственности различных уровней дошкольного, общего и дополнительного образования, непрерывности профессионального образования педагогов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и административных работников образования».

2.     Сведения о проекте организации-заявителя:

2.1. Социокультурная модернизация региональной системы образования как механизм реализации НОИ «Наша новая школа» (http://iropk.ykt.ru/проекты)

2.2.  Задачи государственной политики в сфере образования, на которые направлен проект:

2.2.1.  «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).

2.2.2.  «Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).

2.2.3.  «Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования… Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит — от образовательных потребностей детей… Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).

2.2.4.  «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).

2.2.5.  «Общество вступило в новый век, в котором качество образования будет как никогда определять уровень жизни: благосостояние человека, как и республики в целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные годы. И только образование, ориентированное на благополучие населения и развитие гражданского общества, является качественным. Образование принципиально работает на будущее, является источником и наиболее действенным механизмом развития общества» (Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», принята XI съездом учителей и педагогической общественности, 2005 г.).

2.2.6.  «Социокультурный подход означает изменение взгляда на образовательную действительность и ее роль в социальной практике. Образование предстает средством духовного развития и подъема благосостояния граждан, инструментом решения жизненных проблем сообществ, ресурсом улучшения качества жизни людей» (Концепция социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), принята XII съездом учителей и педагогической общественности, 2010 г.).

2.2.7.  Реализация целевых ориентаций социокультурной модернизации связывается с решением следующих практических задач: — анализ социокультурной ситуации (оформление типологии районов и карты социокультурных проблем, культурно-образовательных приоритетов и  имеющихся ресурсов); оформление гражданского (местного) образовательного заказа и инициация общественного участия людей в управлении образованием; разработка процедуры и оформление общественного образовательного договора; развитие сети культурно-образовательных инициатив, влияющих на социокультурный фон образовательных учреждений, населенных пунктов и районов; развитие государственно-общественного управления образованием в республике (Концепция социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), принята XII съездом учителей и педагогической общественности, 2010 г.).

2.3. В результате реализации проекта будут разработаны механизмы социокультурной модернизации региональных систем образования, направленные на образовательную поддержку социально-экономического развития.

2.4.   Обоснование актуальности и инновационности проекта:                       Для обеспечения социокультурных функций системы образования необходимы особые институциональные изменения, которые могут быть реализованы в ходе модернизации особого рода. Одно из ее исходных положений: образовательные приоритеты определяются реальными нуждами общества и экономики конкретного региона, района, поселения. В круге социокультурной модернизации — проблематика образовательных, правовых, финансовых, других отношений граждан, организаций и государства.                Методологией социокультурной модернизации системы образования является  социокультурный подход. В его основе — рассмотрение системы образования в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее ведомственным выводам объемность жизненных реалий.                                                                            Система методической службы и постдипломного образования педагогов также должна строиться, исходя из социокультурных проблем и образовательных приоритетов региона.

2.5.         Срок реализации проекта – 5 лет.

2.6.         Ожидаемые продукты проекта:

2.6.1.  Образовательные программы:

2.6.1.1. Социокультурный подход к развитию образования (будет использовано при разработке Карты социокультурных проблем и образовательных приоритетов региона и муниципальных районов).

2.6.1.2. Социокультурные технологии педагогического проектирования (будет использовано при разработке программ социокультурной модернизации муниципальных систем образования).

2.6.1.3.      Качество образования как ресурс социально-экономического развития территории (будет использовано при реорганизации многоуровневой системы методической службы и постдипломного образования педагогов региона).

2.6.1.4.  Образовательная поддержка социально-экономического развития (будет использовано при организации сетевых профильных школ).

2.6.1.5. Методология и методика социокультурной модернизации образования.

2.6.2.  Проекты нормативных актов:

2.6.2.1. Положение о дополнительном профессиональном образовании педагогов РС (Я).

2.6.2.2.  Положение о методической службе РС (Я).

2.6.2.3.  Положение об инновационной инфраструктуре сферы образования в РС (Я).

2.6.3.  Методические рекомендации:

2.6.3.1.      Методика мониторинга социокультурной ситуации.

2.6.3.2.      Инструментарий социокультурной модернизации образования.

2.6.3.3.      Организация сетевого инновационного повышения квалификации.

2.6.3.4.      Методология и методика социокультурной модернизации.

2.7.         Эффективность проекта:

2.7.1.  Ожидаемые эффекты: Будут разработаны реальные механизмы образовательной поддержки социально-экономического развития региона.

2.7.2.  Основные подходы к оценке эффективности проекта:

2.7.2.1. Наличие и качественные характеристики образовательных сетей, отражающих социокультурную проблематику и образовательные приоритеты муниципальных районов и региона.

2.7.2.2.      Качественные характеристики многоступенчатой системы методической службы и постдипломного образования педагогов.

2.7.2.3.      Проработанность инструментария социокультурной модернизации образования (социокультурных образовательных технологий).

2.8.         Основные потребители результатов проекта: все участники образовательного процесса и все заинтересованные в результатах образовательной поддержки социально-экономического развития муниципальных образований и районов.

2.9.         Организации-соисполнители проекта: сеть образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием (как базовые площадки регионального инновационного образовательного комплекса).

2.10.    Ресурсное обеспечение проекта:

2.10.1.        Кадровое обеспечение:

ФИО сотрудника

Должность, образование, ученая степень, ученое звание

Наименование проектов, выполненных (выполняемых) при участии специалиста

Функционал в проекте

1

Алексеева Галина Ивановна

Директор, высшее обр., д.п.н.

КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).

Руководитель проекта

2

Цирульников Анатолий Маркович

Зав. лабораторией социокультурных исследований в образовании, высшее обр., д.п.н., профессор, член-корр. РАО

Научный консультант проекта

3

Бугаев Николай Иннокентьевич

Зам.директора, высшее обр., к.фил.н.

КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).

Координация деятельности сети; участие в разработке пакета документов СКМО; научно-методическое сопровождение проекта.

4

Титов Дмитрий Кириллович

Директор центра образовательной политики, высшее обр.

КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).

Организационно-педагогическое сопровождение проекта; участие в разработке пакета документов.

5

Михалева Ольга Иннокентьевна

Зав.кафедрой педагогического сопровождения инновационных проектов, высшее обр., к.п.н., доцент.

Развитие научного потенциала высшей школы, КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).

Сетевая навигация проекта; организационно-методическое сопровождение; повышение квалификации; участие в разработке пакета документов.

6

Попова Надежда Герасимовна

Зам.директора, высшее обр.

КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).

Финансово-экономическое сопровождение проекта; повышение квалификации; участие в разработке пакета документов.

2.10.2.        Нормативно-правовое обеспечение:

Наименование НПА

Обоснование включения…

1

НОИ «Наша новая школа»

Учет основных направлений государственной политики РФ в сфере образования

2

Концепция социокультурной модернизации образования в РС (Я)

Реализация резолюции XII съезда учителей РС (Я)

3

Устав ГОУ ДПО «ИРО и ПК РС (Я)»

Обоснование видов деятельности…

2.10.3.        Финансовое обеспечение проекта:

Источники

Объемы ф.

Направления расходов

Годы

1

Гос.программа «Развитие образования РС (Я)»

704 792 тыс.рб.

Социокультурная модернизация образования, направленная на решение социально-экономических задач республики.

2012 — 2016

2

126 027 тыс.рб.

2012

3

133 595 тыс.рб.

2013

4

140 809 тыс.рб.

2014

5

148 298 тыс.рб.

2015

6

156 064 тыс.рб.

2016

2.11.    Алгоритм реализации проекта:

Содержание работ

Сроки

1.

Анализ СКС на поселенческом и муниципальном уровнях

2011 — 2012

2

Разработка инструментария социокультурной модернизации

2012

3

Разработка социокультурной типологии муниципальных улусов и оформление Карты дифференцированных образовательных приоритетов РС (Я)

2012

4

Реорганизация системы методической службы и постдипломного образования педагогов

2012 — 2013

5

Разработка и научно-педагогическое сопровождение социокультурных проектов ОУ и УО

2012 — 2016

6

Обучение и дальнейшее сопровождение муниципальных групп социокультурных исследований в образовании

2012 — 2016

7

Образовательные научно-педагогические экспедиции в муниципальные районы-победители регионального конкурса социокультурной модернизации муниципальных систем образования.

2012 — 2016

8

Участие в образовательных научно-педагогических экспедициях в другие регионы РФ (кросскультурный анализ)

2013 — 2016

2.12.    Основные риски проекта и пути их минимизации:

2.12.1.        Возможность упрощения подходов и механизмов реализации (снимается при условии учета всего социокультурного контекста).

2.12.2.        Формализм в анализе социокультурной ситуации, оформлении муниципальных карт социокультурных проблем и образовательных приоритетов и муниципальных заданий, связанный со слабостью муниципального звена региональной системы образования (снимается при условии формирования сети с опорой на точечные стартовые инициативные проекты и последовательно-параллельное приращение сети новыми образовательными программами).

3.     Опыт проектной деятельности организации-заявителя за последние 5 лет:

3.1.         Проекты, успешно реализованные в рамках международных, федеральных и региональных программ:

Международные

Федеральные

Региональные

1

КПМО (2006 – 2009) – региональный оператор (разработка нормативов финансирования модельной методики НСОТ и ОСОТ; организационно-методическое сопровождение).

]]>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *