1. Сведения об организации-заявителе:
1.1. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия).
1.2. Учредитель: Министерство образования Республики Саха (Якутия).
1.3. Юридический адрес – г. Якутск, пр. Ленина, 3. Фактический адрес – 67700, г. Якутск, пр. Ленина, 3.
1.4. Директор – Алексеева Галина Ивановна.
1.5. Телефон (факс): 8 (4112) 42 20 69
1.7. Региональный оператор КПМО; региональный оператор КОЭРСО; региональный оператор проекта «Электронный паспорт школы»; региональный оператор проекта ЮНЕСКО «Учитель Арктики»; стажировочная площадка по распространению на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования и развитие муниципальных систем дошкольного образования.
1.8. Проект в соответствии с уставом за рамки основной деятельности организации не выходит: «2.1. Предметом и целью деятельности Института является анализ, прогнозирование, обеспечение эффективного решения задач развития региональной системы образования, преемственности различных уровней дошкольного, общего и дополнительного образования, непрерывности профессионального образования педагогов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и административных работников образования».
2. Сведения о проекте организации-заявителя:
2.1. Социокультурная модернизация региональной системы образования как механизм реализации НОИ «Наша новая школа» (http://iropk.ykt.ru/проекты)
2.2. Задачи государственной политики в сфере образования, на которые направлен проект:
2.2.1. «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).
2.2.2. «Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).
2.2.3. «Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования… Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит — от образовательных потребностей детей… Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей» (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).
2.2.4. «От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений (Медведев Д., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г., Пр-271).
2.2.5. «Общество вступило в новый век, в котором качество образования будет как никогда определять уровень жизни: благосостояние человека, как и республики в целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные годы. И только образование, ориентированное на благополучие населения и развитие гражданского общества, является качественным. Образование принципиально работает на будущее, является источником и наиболее действенным механизмом развития общества» (Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», принята XI съездом учителей и педагогической общественности, 2005 г.).
2.2.6. «Социокультурный подход означает изменение взгляда на образовательную действительность и ее роль в социальной практике. Образование предстает средством духовного развития и подъема благосостояния граждан, инструментом решения жизненных проблем сообществ, ресурсом улучшения качества жизни людей» (Концепция социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), принята XII съездом учителей и педагогической общественности, 2010 г.).
2.2.7. Реализация целевых ориентаций социокультурной модернизации связывается с решением следующих практических задач: — анализ социокультурной ситуации (оформление типологии районов и карты социокультурных проблем, культурно-образовательных приоритетов и имеющихся ресурсов); оформление гражданского (местного) образовательного заказа и инициация общественного участия людей в управлении образованием; разработка процедуры и оформление общественного образовательного договора; развитие сети культурно-образовательных инициатив, влияющих на социокультурный фон образовательных учреждений, населенных пунктов и районов; развитие государственно-общественного управления образованием в республике (Концепция социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), принята XII съездом учителей и педагогической общественности, 2010 г.).
2.3. В результате реализации проекта будут разработаны механизмы социокультурной модернизации региональных систем образования, направленные на образовательную поддержку социально-экономического развития.
2.4. Обоснование актуальности и инновационности проекта: Для обеспечения социокультурных функций системы образования необходимы особые институциональные изменения, которые могут быть реализованы в ходе модернизации особого рода. Одно из ее исходных положений: образовательные приоритеты определяются реальными нуждами общества и экономики конкретного региона, района, поселения. В круге социокультурной модернизации — проблематика образовательных, правовых, финансовых, других отношений граждан, организаций и государства. Методологией социокультурной модернизации системы образования является социокультурный подход. В его основе — рассмотрение системы образования в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее ведомственным выводам объемность жизненных реалий. Система методической службы и постдипломного образования педагогов также должна строиться, исходя из социокультурных проблем и образовательных приоритетов региона.
2.5. Срок реализации проекта – 5 лет.
2.6. Ожидаемые продукты проекта:
2.6.1. Образовательные программы:
2.6.1.1. Социокультурный подход к развитию образования (будет использовано при разработке Карты социокультурных проблем и образовательных приоритетов региона и муниципальных районов).
2.6.1.2. Социокультурные технологии педагогического проектирования (будет использовано при разработке программ социокультурной модернизации муниципальных систем образования).
2.6.1.3. Качество образования как ресурс социально-экономического развития территории (будет использовано при реорганизации многоуровневой системы методической службы и постдипломного образования педагогов региона).
2.6.1.4. Образовательная поддержка социально-экономического развития (будет использовано при организации сетевых профильных школ).
2.6.1.5. Методология и методика социокультурной модернизации образования.
2.6.2. Проекты нормативных актов:
2.6.2.1. Положение о дополнительном профессиональном образовании педагогов РС (Я).
2.6.2.2. Положение о методической службе РС (Я).
2.6.2.3. Положение об инновационной инфраструктуре сферы образования в РС (Я).
2.6.3. Методические рекомендации:
2.6.3.1. Методика мониторинга социокультурной ситуации.
2.6.3.2. Инструментарий социокультурной модернизации образования.
2.6.3.3. Организация сетевого инновационного повышения квалификации.
2.6.3.4. Методология и методика социокультурной модернизации.
2.7. Эффективность проекта:
2.7.1. Ожидаемые эффекты: Будут разработаны реальные механизмы образовательной поддержки социально-экономического развития региона.
2.7.2. Основные подходы к оценке эффективности проекта:
2.7.2.1. Наличие и качественные характеристики образовательных сетей, отражающих социокультурную проблематику и образовательные приоритеты муниципальных районов и региона.
2.7.2.2. Качественные характеристики многоступенчатой системы методической службы и постдипломного образования педагогов.
2.7.2.3. Проработанность инструментария социокультурной модернизации образования (социокультурных образовательных технологий).
2.8. Основные потребители результатов проекта: все участники образовательного процесса и все заинтересованные в результатах образовательной поддержки социально-экономического развития муниципальных образований и районов.
2.9. Организации-соисполнители проекта: сеть образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием (как базовые площадки регионального инновационного образовательного комплекса).
2.10. Ресурсное обеспечение проекта:
2.10.1. Кадровое обеспечение:
№
|
ФИО сотрудника
|
Должность, образование, ученая степень, ученое звание
|
Наименование проектов, выполненных (выполняемых) при участии специалиста
|
Функционал в проекте
|
1
|
Алексеева Галина Ивановна
|
Директор, высшее обр., д.п.н.
|
КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).
|
Руководитель проекта
|
2
|
Цирульников Анатолий Маркович
|
Зав. лабораторией социокультурных исследований в образовании, высшее обр., д.п.н., профессор, член-корр. РАО
|
|
Научный консультант проекта
|
3
|
Бугаев Николай Иннокентьевич
|
Зам.директора, высшее обр., к.фил.н.
|
КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).
|
Координация деятельности сети; участие в разработке пакета документов СКМО; научно-методическое сопровождение проекта.
|
4
|
Титов Дмитрий Кириллович
|
Директор центра образовательной политики, высшее обр.
|
КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).
|
Организационно-педагогическое сопровождение проекта; участие в разработке пакета документов.
|
5
|
Михалева Ольга Иннокентьевна
|
Зав.кафедрой педагогического сопровождения инновационных проектов, высшее обр., к.п.н., доцент.
|
Развитие научного потенциала высшей школы, КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).
|
Сетевая навигация проекта; организационно-методическое сопровождение; повышение квалификации; участие в разработке пакета документов.
|
6
|
Попова Надежда Герасимовна
|
Зам.директора, высшее обр.
|
КПМО, КОЭРСО, «Электронный паспорт школы», «Учитель Арктики», стажировочная площадка (федеральный конкурс региональных программ).
|
Финансово-экономическое сопровождение проекта; повышение квалификации; участие в разработке пакета документов.
|
2.10.2. Нормативно-правовое обеспечение:
№
|
Наименование НПА
|
Обоснование включения…
|
1
|
НОИ «Наша новая школа»
|
Учет основных направлений государственной политики РФ в сфере образования
|
2
|
Концепция социокультурной модернизации образования в РС (Я)
|
Реализация резолюции XII съезда учителей РС (Я)
|
3
|
Устав ГОУ ДПО «ИРО и ПК РС (Я)»
|
Обоснование видов деятельности…
|
2.10.3. Финансовое обеспечение проекта:
№
|
Источники
|
Объемы ф.
|
Направления расходов
|
Годы
|
1
|
Гос.программа «Развитие образования РС (Я)»
|
704 792 тыс.рб.
|
Социокультурная модернизация образования, направленная на решение социально-экономических задач республики.
|
2012 — 2016
|
2
|
|
126 027 тыс.рб.
|
|
2012
|
3
|
|
133 595 тыс.рб.
|
|
2013
|
4
|
|
140 809 тыс.рб.
|
|
2014
|
5
|
|
148 298 тыс.рб.
|
|
2015
|
6
|
|
156 064 тыс.рб.
|
|
2016
|
2.11. Алгоритм реализации проекта:
№
|
Содержание работ
|
Сроки
|
1.
|
Анализ СКС на поселенческом и муниципальном уровнях
|
2011 — 2012
|
2
|
Разработка инструментария социокультурной модернизации
|
2012
|
3
|
Разработка социокультурной типологии муниципальных улусов и оформление Карты дифференцированных образовательных приоритетов РС (Я)
|
2012
|
4
|
Реорганизация системы методической службы и постдипломного образования педагогов
|
2012 — 2013
|
5
|
Разработка и научно-педагогическое сопровождение социокультурных проектов ОУ и УО
|
2012 — 2016
|
6
|
Обучение и дальнейшее сопровождение муниципальных групп социокультурных исследований в образовании
|
2012 — 2016
|
7
|
Образовательные научно-педагогические экспедиции в муниципальные районы-победители регионального конкурса социокультурной модернизации муниципальных систем образования.
|
2012 — 2016
|
8
|
Участие в образовательных научно-педагогических экспедициях в другие регионы РФ (кросскультурный анализ)
|
2013 — 2016
|
2.12. Основные риски проекта и пути их минимизации:
2.12.1. Возможность упрощения подходов и механизмов реализации (снимается при условии учета всего социокультурного контекста).
2.12.2. Формализм в анализе социокультурной ситуации, оформлении муниципальных карт социокультурных проблем и образовательных приоритетов и муниципальных заданий, связанный со слабостью муниципального звена региональной системы образования (снимается при условии формирования сети с опорой на точечные стартовые инициативные проекты и последовательно-параллельное приращение сети новыми образовательными программами).
3. Опыт проектной деятельности организации-заявителя за последние 5 лет:
3.1. Проекты, успешно реализованные в рамках международных, федеральных и региональных программ:
№
|
Международные
|
Федеральные
|
Региональные
|
1
|
|
КПМО (2006 – 2009) – региональный оператор (разработка нормативов финансирования модельной методики НСОТ и ОСОТ; организационно-методическое сопровождение).
|
|
]]>