Краткий исторический обзор развития кафедры дошкольного образования ИРО и ПК РС (Я)

       С 1938 года при Министерстве просвещения функционировал республиканский дошкольный методический кабинет, в котором с 1941 по 1963 год работала заведующей Корнилова Любовь Федоровна, выпускница Ленинградского государственного пединститута им. Герцена 1931 года, первый специалист с высшим образованием по дошкольному воспитанию. Л.Ф.Корнилова принимала активное участие в составлении программы обучения русскому языку, в разработке методических указаний по физическому воспитанию в условиях Крайнего Севера, в составлении и редактировании сборников по эстетическому и нравственному воспитанию.

       Методистами кабинета становятся опытные практики: Корнилова Елизавета Георгиевна (1937-1938), Захарова Мария Петровна – Заслуженный учитель школы ЯАССР, Отличник народного просвещения (1953-1957гг.), Мыреева Матрена Ивановна – Отличник народного просвещения (1957-1960 гг.).

     С 1963 по 1969 г.г. заведующей кабинетом работала Трофимова Октябрина Прокопьевна – Отличник народного просвещения. В эти годы открываются 3-х месячные курсы воспитателей для работы в сельских детских садах. Начинается обучение русскому языку в подготовительных группах якутских детских садов, подготовки воспитателей для реализации новой «Программы воспитания в детском саду» (1962 г.), перевод и создание пособий на якутском языке.

     Вместе с ней в кабинете методистами работают Окорокова — Шестакова Мария Афанасьевна (1963-1965 г.г.), Егорова Апреля Афанасьевна – Отличник народного просвещения (1966-1979 г.г.).

С 1969 г. по 1993 г. кабинетом заведует Скрябина Римма Егоровна – Отличник народного просвещения. При ее непосредственном участии издано 27 наименований методических пособий для национальных детсадов. Большое внимание уделялось подготовке педагогических кадров из числа малочисленных народов Севера.

В совместной деятельности с Риммой Егоровной происходит дальнейшее профессиональное становление методистов кабинета: Аржаковой Варвары Константиновны (1985-86 гг.), Тимофеевой Елены Дмитриевны (1986-90 гг.). В разные годы в кабинете работали: Лепчикова Любовь Павловна – Отличник народного просвещения РСФСР (1970-85 гг., 1988-94 гг.), Федорова Галина Григорьевна – Отличник народного просвещения (1977-86 гг.), Ефимова Диана Гаврильевна (1980-1985 г.г.) – Отличник народного просвещения, награждена Грамотой Президента РС (Я).

Решение коллегии МП ЯАССР от 21. 02. 1979 г. « О состоянии и мерах улучшения квалификации дошкольных работников ЯАССР» ориентировало методистов РДМК на творческий поиск форм., методов и содержания повышения квалификации воспитателей, на разработку комплексной программы развития дошкольного воспитания до 1990 года. На основании письма МП РСФСР от 03.01.1986 г. № 1-М « О номенклатуре методических кабинетов» и приказа МП ЯАССР № 04-10 от 01.02.86 г. « Об упразднении РДМК и организации кабинета «Дошкольное воспитание» в ЯРИИУ » с 1 февраля 1986г. был упразднен Республиканский дошкольный методический кабинет и передан в ЯРИИУ.

С 1993 по 2003 г.г. заведующей кабинетом работает Михалева Ольга Иннокентьевна,к.п.н.,  доцентом кафедры – Николаева Алевтина Васильевна,к.п.н. С 2004 г. она – заведующая кафедрой ДиНО. В 2006 г. на кафедре доцентом работала Лебедева Надежда Николаевна, к.п.н.

С 2009 зав. кафедрой стала Лебедева Надежда Николаевна. Доцентом кафедры работала Троева- Лугинова Лена Дмитриевна. На современном этапе целью повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений является ориентация муниципальных методических кабинетов на установление преемственной связи с научными организациями и учебными заведениями, на организацию опытно- экспериментальной, научно-исследовательской деятельности. Сотрудниками кафедры ведётся научное руководство экспериментальной работой федерального и республиканского уровня.

Начальное образование на кафедре с 2002 года курировала Захарова Н.И.  Ежегодно с целью повышения квалификации учителей начальных классов проводятся более 10 проблемных курсов, фундаментальные курсы  как на республиканском уровне, так и специально для учителей г.Якутска. В 2008 году в связи с разработкой  требований нового Федерального стандарта начального общего образования на базе кафедры под руководством Захаровой Н.И. был организован Центр апробации и внедрения ФГОС, который занимался экспертизой проектов, регулированием деятельности пилотных школ, участвующих в эксперименте.

В 2011-12 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения вступил в силу во всех первых классах республики. И сегодня как никогда требуется содержательная и качественная поддержка учителя начальных классов, способствующая кардинальной перестройке сознания педагога, повышению педагогического мастерства  и методического уровня. С этой целью разработаны учебные программы по таким актуальным темам, как «Развитие универсальных учебных действий младших школьников на основе системно-деятельностного подхода», «Актуальные задачи совершенствования начального образования в условиях введения требований ФГОС», «Формирование компьютерной грамотности младших школьников как условие развития информационной грамотности» и др.

В  рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г. Республика Саха (Якутия) являлась пилотным регионом для проведения апробации Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, также созданию модели методической службы в дошкольном образовании. Координатором апробации был отдел дошкольного образования Федерального Института Развития Образования под руководством Дороновой Т.Н., к.п.н., заведующей отделом дошкольного образования ФГУ ФИРО. В апробации Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды приняли участие 9 ДОУ (рук. Лебедева Н.Н.); созданию модели методической службы в дошкольном образовании – 5 ДОУ (рук. Троева-Лугинова Л.Д.).ё

 Ежегодно на кафедре повышают квалификацию более 2000 педагогов, руководителей ДОУ и начальных классов.  Например, за 2011 год обучено педагогов ДОУ 1327, учителей начальных классов – 935 человек. В республике их работает более 11000. В последние годы шагом к решению проблем последипломного образования определена тенденция согласования цели, методов, содержания с потребностями слушателей. Исходя из тенденций, проблем, обозначенных в системе дошкольного образования, разработаны следующие образовательные программы:

«Современные программы и технологии в дошкольном образовании»,  «Этнопедагогические подходы в образовательном процессе», «Современные программы и технологии дошкольного и предшкольного  образования»,  «Концептуальные основы государственных  федеральных требований к обеспечению предметно- развивающей среды в ДОУ», «Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы в ДОУ» «Экологическое образование и просвещение в дошкольном учреждении» «Организация физического воспитания и оздоровления детей в ДОУ», «Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста», «Образовательная деятельность в ДОУ посредством ЖИПТО», «Технология развития детской одаренности в социокультурной среде», «Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательной деятельности».

Кафедрой третий год проводятся курсы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», состоялись 2 выпуска – 63 педагога, резерв управленческого состава дошкольного образования. В настоящее время обучается 32 чел.

Целью этих спецкурсов является обеспечение профессионально- личностного роста, развитие умений прогнозировать и проектировать свою педагогическую деятельность у слушателей. Блочно- модульный принцип построения образовательных программ, оптимальное соотношение между устоявшимися формами работы на курсах повышения квалификации ( лекции, конференции, семинары…) и активными методами ( дискуссии, лекции-диалоги, тренинги, проектно- исследовательская деятельность, педагогические мастерские, рефлексия ) без особого труда позволяет изменить структуру курса в зависимости от условий и пожеланий заказчика.

В деятельности работы кафедры актуальным становится поиск и внедрение нового содержания и эффективных технологий повышения квалификации, формирования у педагогов психологической готовности к быстро изменяющемуся образовательному пространству, научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов; организация консультативной и экспертной работы по совершенствованию улусной организационно-методической службы дошкольного образования. С 2006 года на кафедре реализуется проект по этнопедагогике: «Семь алмазов- семь народов» региональной этико- экологической программы «Северное сияние» (Лебедевой Н.Н.) Одним из основных направлений работы программы  является формирование экологической ответственности и культуры личности, основанных на восстановлении традиционного бережного отношения северных народов к природе, возрождении народных обычаев и правил хозяйствования, изучении на современном научном уровне законов природы, осознании чувства личной ответственности за происходящее в окружающем мире.

         Институт развития образования и повышения квалификации является федеральной стажировочной площадкой по теме: «Развитие вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования». Целью является — развитие и совершенствование системы дошкольного образования, обеспечение доступности в получении качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Были проведены выездные курсы повышения квалификации на стажировочных площадках ФЦПРО Дальнего Востока ИРО и ПК (дошкольное образование). Восемь улусов РС (Я) стали стажировочными площадками, они получили необходимое оборудование. Ставятся конкретные задачи- разработка и реализация комплекса мер по созданию гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов, развитие новых организационно-экономических механизмов, обновление содержания и повышение качества дошкольного образования, создание условий для диссеминации опыта работы эффективных вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования.

Таким образом, исторический обзор становления и развития системы повышения квалификации дошкольных работников в Якутии позволяет сделать следующие выводы:

1.Становление и развитие системы повышения квалификации педагогов ДОУ имеет большую историю: от организации дошкольного Методического кабинета Наркомпроса Якутской республики, кабинета дошкольного воспитания ИСКРО до открытия кафедры дошкольного и начального образования ИПКРО, кафедры дошкольного и начального образования ИРО и ПК.

2. Общее направление развития повышения квалификации определялось развитием дошкольной системы образования в России, инструктивно – методическими письмами, поступавшими из Центрального научно – методического кабинета по дошкольному воспитанию Наркомпроса РСФСР, в настоящее время идет активное сотрудничество с Федеральным институтом развития образования РФ, РАО, издательствами «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание» и др.

3. Вместе с тем, при разработке направлений и методов работы ДОУ существенную роль играет учет национально-региональных особенностей. В современных условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования особую значимость приобретает не только перевод методических материалов и их адаптация, но и создание собственных пособий, программ для ДОУ, более глубоко учитывающих особенности многонационального населения республики.

4. Современный этап повышения квалификации можно охарактеризовать как систему, направленную на поиск образовательных технологий, развивающих личность педагога, его профессиональное становление  и ориентирующих его на сочетание национального и интернационального аспектов культуры в воспитании детей дошкольного возраста.

5. Концептуальный подход к обновлению системы постдипломного образования педагогов строится на основе современных подходов к образованию, развиваемых в институтах РАО, ФИРО, АПК и ППРО РФ, а также требований современного общества, учета специфики культуры, традиций народов Якутии. К основным эффектам современной системы повышения квалификации педагогов ДОУ можно отнести: развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, отвечающей «вызовам» современности, умение самостоятельно решать профессиональные проблемы, ориентировать детей на новый образ жизни в современном обществе.

       С мая 2014 года на кафедру пришла работать Колосова Елена Николаевна, к.п.н.,  которая взяла руководство Республиканским консультативно- методическим Центром, также она курирует образовательную область Законодательства в сфере дошкольного образования для всех категорий работников системы дошкольного образования.

        С февраля 2017 года доцентом кафедры дошкольного образования стала работать Никифорова Татьяна Ивановна,  к.п.н.

 Сферы научных интересов: развитие речи детей дошкольного возраста, билингвизм, поликультурное образование

Руководство научным проектом: «Развитие социальной компетентности дошкольников на основе игровых обучающих ситуаций в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности малокомплектных дошкольных учреждений». Статус экспериментальной площадки РАО г.Москва. Свидетельство об аккредитации №А-18-17/151, протокол №3 от 14 ноября 2013 г. (до 2018 года) МБДОУ «ЦРР – детский сад «Чуораанчык» с. Чурапча Чурапчинского улуса.

Социальные проекты: «АвтоПедДесант», цель: объединение педагогов дошкольного образования  республики, выражение их интересов, содействие в повышении профессионального уровня и творческого потенциала работников системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия).

]]>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *