Каким должен быть современный урок…

1. Для проведения  качественного  урока, учитель обязан знать следующее:

Структура урока состоит: тема образовательная, развивающая, воспитательная.

-Задачи урока:  организация взаимодействия; усвоение знаний, навыков; развитие     способностей, опыта творческой деятельности, общении и др.

-Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие  творческой активности;  формирование личностных ориентаций;

.Для эффективной  организации  и  проведения  урока  необходимо  соблюдение определенных  правил: определение целей урока, уточнение типа урока, уточнение  вида урока.

 Цель обучения предполагает  — формирование у учащихся новых понятий, способов действий, системы научных знаний и т.п.

 Например: — обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей;

— обобщить и систематизировать знания;

-отработать навыки ( какие);

— устранить пробелы в знаниях;

— добиться усвоения у учащихся понятий (каких?).

Цели воспитания. Необходимо воспитывать нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

Перечень целей воспитания на уроке:

— воспитание патриотизма;

-гуманности;

-эстетического вкуса;

— добросовестное  отношение к труду;

— толерантности.

Цель развития предполагает воспитать на уроке психических качеств учащегося: мышления, внимания и памяти, познавательных умений.

.Дидактические требования к современному уроку:

-четкое определение образовательных задач каждого урока;

-рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей Определение  структуры  урока,  соответствие  целям,  задачам,  содержанию  и  методам  обучения.

Цель деятельности педагога – это познавательное стремление, осознанное решение изменить уровень обучения,  воспитания и развития учащихся.

-внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

— рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

— творческий подход к формированию структуры урока;

— сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

— обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

— научный расчет и мастерство проведения урока.

— четкое формулирование триединой дидактической цели4

-определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока с учетом уровня подготовки учащихся;

-выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия  на каждом этапе урока;

-выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в реализации на уроке  всех дидактических принципов;

— создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку.

Психологическая цель урока:

— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

-учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

-применение отдельных средств  психолого – педагогического воздействия , методов, приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока.

— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

— побуждение учащихся к деятельности ( комментарии, вызывающие положительное чувство в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей,  т.д) и принуждение ( напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.;

— подготовленность к уроку — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению.

-рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость, в осуществлении поставленной целью, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогические находки;

— психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.

— выполнение учителем и учащимися  проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

— особенности самоорганизации учителя;

Организация познавательной деятельности учащихся.

-.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

Планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

Использование различных форм для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

-.Организация  деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

Определения уровня сформированности знаний и  умений у учащихся  на уровне конкретно  чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования и выводов;

Опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления у учащихся: 

-система вопросов, создание проблемных ситуаций;

-разные уровни проблемно – эвристического  решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными; 

-организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

-использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

.Закрепление результатов работы: Формирование  навыков  путем упражнений;

Организованность учащихся.

Отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

Возможные  группы учащихся  по уровню обучаемости, учет этих  обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке

Воспитательные требования к уроку:

-определение воспитательных возможностей учебного  материала,  деятельности на уроке, формирование и постановку реально  достижимых воспитательных  целей;

-постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

— формирование жизненно необходимых качеств:  усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.;

— внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

.Развивающие требования к уроку:

формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно – познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы, активности;

-проведение учебных занятий на «опережающем уровне», стимулирование наступления

новых  качественных изменений в развитии;

— прогнозирование « скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

.Требования к технике проведения урока.

1.Урок должен быть  эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный  контакт во взаимодействии учителя и учащихся  на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

]]>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *