В условиях модернизации содержания образования и введения ФГОС начального общего образования второго поколения учебники являются важным средством реализации основных образовательных программ.
Перед учителем встает вопрос, а какой учебник будет проводником его идей в обучении? Учителю предстоит выбрать такой учебно-методический комплект, который отражает обязательный минимум содержания образования, обеспечивает реальное интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетентностей каждого ребенка, гарантирует высокое качество знаний выпускников и формирование метапредметных и личностных результатов, соответствует методическим взглядам самого учителя.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 года для первого класса не могут быть использованы учебники, изданные до 2011 г .
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год, является основным документом, по которому образовательное учреждение и учитель определяют УМК для обучения первоклассников.
В Федеральном перечне обозначены учебники, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Все учебники, прошедшие экспертизу на соответствие ФГОС, разделены на две группы: системы учебников и завершенные предметные линии.
Учебники, принадлежащие к системе учебников :
«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»)
- Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).
- Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
- Литературное чтение (Л.А. Ефросинина).
- Математика (В.Н. Рудницкая и др.).
- Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова).
- Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр);
- Изобразительное искусство (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).
- Технология (Е.А. Лутцева).
- Физическая культура (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др.).
- Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).
«Перспектива» (издательство «Просвещение»)
- Азбука (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева).
- Русский язык (Л.Ф. Климанова и др.).
- Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
- Математика (Л.Г. Петерсон).
- Окружающий мир (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая).
- Информатика (Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов).
- Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
- Изобразительное искусство (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова).
- Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
- Физическая культура (А.П. Матвеев).
- Английский язык (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова) или Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.).
«Школа России» (издательство «Просвещение»)
- Азбука (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская Л.А. и др.).
- Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
- Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.).
- Математика (М.И. Моро и др.).
- Окружающий мир (А.А. Плешаков).
- Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко).
- Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
- Изобразительное искусство (под ред. Б.М. Неменского).
- Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
- Физическая культура (В.И. Лях).
- Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина) или Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.).
«Школа 2100» (издательство «Баллас»)
- Букварь (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
- Русский язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
- Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- Математика (Т.Е. Демидова С.А. Козлова, А.П. Тонких).
- Окружающий мир (А.А. Вахрушев и др.).
- Информатика (А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова).
- Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр).
- Изобразительное искусство (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская).
- Технология (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева).
- Физическая культура (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина).
- Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).
Обращаем внимание педагогов и руководителей образовательных учреждений, что учебник «Математика» Л.Г. Петерсон вошел в УМК «Перспектива», в УМК «Школа 2100» — «Математика» Т.Е. Демидовой и др.
В УМК «Школа России» вместо учебника «Русский язык» Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой вошел учебник «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого.
В УМК «Школа России» дисциплина «ИЗО и художественный труд» заменена на самостоятельные предметы «ИЗО» и «Технология».
Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, можно разделить на две группы: учебники в рамках УМК и учебники вне УМК.
Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, в рамках УМК :
«Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»)
- Азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков).
- Русский язык (Н.А. Чуракова и др.).
- Литературное чтение (Н.А. Чуракова и др.).
- Математика (А.Л. Чекин и др.).
- Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова).
- Окружающий мир (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова., С.А. Трафимов).
«Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»)
- Литературное чтение (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова).
- Математика (Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева).
- Окружающий мир (В.А. Самкова, Н.И. Романова).
- Физическая культура (В.Я. Барышников, А.И. Белоусов).
- Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт).
«Планета знаний» (издательство АСТ «Астрель»)
- Букварь (Т.М. Андрианова).
- Русский язык (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина).
- Литературное чтение (Э.Э. Кац);
- Математика (М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова).
- Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская).
- Окружающий мир (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов).
- Музыка (Т.И. Бакланова).
«Гармония» (Издательство «Ассоциация XXI век»)
- Букварь (М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко и др.).
- Русский язык (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
- Литературное чтение (О.В. Кубасова).
- Математика (Н.Б. Истомина).
- Окружающий мир (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин).
- Технология (Н.М. Конышева).
«Система учебников «РИТМ» для 1 — 4 классов» (Издательство «Дрофа»)
- Азбука (О.В. Джежелей).
- Русский язык (Т.Г. Рамзаева).
- Русский язык (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко).
- Литературное чтение (О.В. Джежелей).
- Литературное чтение (Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).
- Математика (Э.И. Александрова).
- Окружающий мир (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов).
- Музыка (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак).
- Изобразительное искусство (В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина).
- Технология (Н.А. Малышева).
- Физическая культура (Г.И. Погадаев).
УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Издательство «Вита-пресс»)
- Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
- Русский язык (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).
- Литературное чтение (Е.И. Матвеева).
- Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).
УМК по системе Л.В. Занкова (Издательство Корпорация «Федоров»)
- Азбука (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец).
- Русский язык (Н.В. Нечаева).
- Русский язык (А.В. Полякова).
- Литературное чтение (В.А. Лазарева).
- Математика (И.И. Аргинская).
- Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
- Музыка (Г.С. Ригина).
- Технология (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова).
- Физическая культура (В.Н. Шаулин).
Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, вне УМК :
- Русский язык (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)
- Литературное чтение (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова и др., под ред. Н.Ф. Виноградовой)
- Литературное чтение (В.Ю. Свиридова)
- Английский язык (С.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, Е.В. Ермолаева и др.)
- Английский язык (М.З. Биболетова, Е.А.Ленская, Н.В. Добрынина)
- Английский язык (З.Н. Никитенко)
- Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
- Английский язык (В.Я. Богородицкая, Л.В. Хрусталева)
- Английский язык (В.В. Бужинский, С.В. Павлова, Р.А. Старикова)
- Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.)
- Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина)
- Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).
- Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская)
- Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт)
- Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.)
- Английский язык (В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина)
- Английский язык (З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, И.А. Артамонова)
- Английский язык С.Г. Тер-Минасова, Л.М. Узунова, Е.И. Сухина)
- Математика (Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова).
- Математика (С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе и др., под ред. В.А. Булычёва)
- Окружающий мир (З.А. Клепинина)
- Музыка (М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева)
- Изобразительное искусство (Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев)
- Технология (Т.М. Геронимус)
- Физическая культура (Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин)
- Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова)
- Информатика и ИКТ (А.В. Горячев)
- Информатика (А.В. Горячев, Н.И. Суворова)
- Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко)
- Информатика и ИКТ (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова)
- Информатика и ИКТ (М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова)
- Физическая культура (В.И. Лях)
Учитель, образовательное учреждение вправе выбрать как систему учебников, так и завершенные предметные линии. Обращаем внимание, что если выбрана система учебников, то заменять какой-либо учебник другим нельзя (это касается не только основных предметов, но и предметов, которые ведут узкие специалисты). Если выбраны завершенные предметные линии, то учитель, образовательное учреждение вправе составить УМК самостоятельно, используя учебники как в рамках УМК, так и вне рамок УМК. Тем не менее рекомендуем учебники по основным предметам (обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) брать в рамках УМК, поскольку авторы учебников при их составлении опирались на определенную концепцию, предусмотрели межпредметные связи, сквозные линии.
Образовательные учреждения, перешедшие в 2010-2011 учебном году на УМК «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний» , могут использовать учебники, изданные в 2010 году, поскольку данные учебники создавались с учетом требований ФГОС второго поколения.
Поскольку все УМК прошли экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения руководителям ОУ и учителям необходимо внимательно проанализировать учебники с точки зрения реализации целей и задач ФГОС второго поколения, обращая внимание на:
- содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
- содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
- учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей, развивать творческие способности, самостоятельность, ключевые компетентности учащихся;
- в учебниках должны быть задания не только на формирование предметных умений и навыков, но и на получение метапредметных и личностных результатов;
- учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
На наш взгляд, наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:
- «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
- «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).
- «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).
- «Школа 2100» (издательство «Баллас»).
- «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»).
- УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
- УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).
При использовании других УМК и завершенных предметных линий особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов. В этом случае учителю необходимо самостоятельно подбирать задания на формирование УУД к каждому учебному занятию.
Обращаем внимание учителей, руководителей ОУ на то, что именно учитель персонально несет ответственность за результаты начального общего образования, следовательно, и учебники, учебно-методические комплекты выбирать должен учитель самостоятельно, сознательно и ответственно.
]]>