Использование учебников при переходе на ФГОС 2го поколения

В условиях модернизации содержания образования и введения ФГОС начального общего образования второго поколения учебники являются важным средством реализации основных образовательных программ.

Перед учителем встает вопрос, а какой учебник будет проводником его идей в обучении? Учителю предстоит выбрать такой учебно-методический комплект, который отражает обязательный минимум содержания образования, обеспечивает реальное интеллектуальное развитие и формирование ключевых компетентностей каждого ребенка, гарантирует высокое качество знаний выпускников и формирование метапредметных и личностных результатов, соответствует методическим взглядам самого учителя.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 года для первого класса не могут быть использованы учебники, изданные до 2011 г .

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год, является основным документом, по которому образовательное учреждение и учитель определяют УМК для обучения первоклассников.

В Федеральном перечне обозначены учебники, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Все учебники, прошедшие экспертизу на соответствие ФГОС, разделены на две группы: системы учебников и завершенные предметные линии.

Учебники, принадлежащие к системе учебников :

«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»)

  1. Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).
  2. Русский язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
  3. Литературное чтение (Л.А. Ефросинина).
  4. Математика (В.Н. Рудницкая и др.).
  5. Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова).
  6. Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр);
  7. Изобразительное искусство (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).
  8. Технология (Е.А. Лутцева).
  9. Физическая культура (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др.).
  10. Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).

«Перспектива» (издательство «Просвещение»)

  1. Азбука (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева).
  2. Русский язык (Л.Ф. Климанова и др.).
  3. Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
  4. Математика (Л.Г. Петерсон).
  5. Окружающий мир (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая).
  6. Информатика (Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов).
  7. Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
  8. Изобразительное искусство (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова).
  9. Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
  10. Физическая культура (А.П. Матвеев).
  11. Английский язык (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова) или Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.).

«Школа России» (издательство «Просвещение»)

  1. Азбука (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская Л.А. и др.).
  2. Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
  3. Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.).
  4. Математика (М.И. Моро и др.).
  5. Окружающий мир (А.А. Плешаков).
  6. Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко).
  7. Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
  8. Изобразительное искусство (под ред. Б.М. Неменского).
  9. Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
  10. Физическая культура (В.И. Лях).
  11. Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина) или Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.).

«Школа 2100» (издательство «Баллас»)

  1. Букварь (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
  2. Русский язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
  3. Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
  4. Математика (Т.Е. Демидова С.А. Козлова, А.П. Тонких).
  5. Окружающий мир (А.А. Вахрушев и др.).
  6. Информатика (А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова).
  7. Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр).
  8. Изобразительное искусство (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская).
  9. Технология (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева).
  10. Физическая культура (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина).
  11. Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).

Обращаем внимание педагогов и руководителей образовательных учреждений, что учебник «Математика» Л.Г. Петерсон вошел в УМК «Перспектива», в УМК «Школа 2100» — «Математика» Т.Е. Демидовой и др.

В УМК «Школа России» вместо учебника «Русский язык» Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой вошел учебник «Русский язык» В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого.

В УМК «Школа России» дисциплина «ИЗО и художественный труд» заменена на самостоятельные предметы «ИЗО» и «Технология».

Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, можно разделить на две группы: учебники в рамках УМК и учебники вне УМК.

Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, в рамках УМК :

«Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»)

  1. Азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков).
  2. Русский язык (Н.А. Чуракова и др.).
  3. Литературное чтение (Н.А. Чуракова и др.).
  4. Математика (А.Л. Чекин и др.).
  5. Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова).
  6. Окружающий мир (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова., С.А. Трафимов).

«Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»)

  1. Литературное чтение (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова).
  2. Математика (Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева).
  3. Окружающий мир (В.А. Самкова, Н.И. Романова).
  4. Физическая культура (В.Я. Барышников, А.И. Белоусов).
  5. Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт).

«Планета знаний» (издательство АСТ «Астрель»)

  1. Букварь (Т.М. Андрианова).
  2. Русский язык (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина).
  3. Литературное чтение (Э.Э. Кац);
  4. Математика (М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова).
  5. Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская).
  6. Окружающий мир (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов).
  7. Музыка (Т.И. Бакланова).

«Гармония» (Издательство «Ассоциация XXI век»)

  1. Букварь (М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко и др.).
  2. Русский язык (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
  3. Литературное чтение (О.В. Кубасова).
  4. Математика (Н.Б. Истомина).
  5. Окружающий мир (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин).
  6. Технология (Н.М. Конышева).

«Система учебников «РИТМ» для 1 — 4 классов» (Издательство «Дрофа»)

  1. Азбука (О.В. Джежелей).
  2. Русский язык (Т.Г. Рамзаева).
  3. Русский язык (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко).
  4. Литературное чтение (О.В. Джежелей).
  5. Литературное чтение (Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).
  6. Математика (Э.И. Александрова).
  7. Окружающий мир (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов).
  8. Музыка (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак).
  9. Изобразительное искусство (В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина).
  10. Технология (Н.А. Малышева).
  11. Физическая культура (Г.И. Погадаев).

УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Издательство «Вита-пресс»)

  1. Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
  2. Русский язык (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).
  3. Литературное чтение (Е.И. Матвеева).
  4. Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).

УМК по системе Л.В. Занкова (Издательство Корпорация «Федоров»)

  1. Азбука (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец).
  2. Русский язык (Н.В. Нечаева).
  3. Русский язык (А.В. Полякова).
  4. Литературное чтение (В.А. Лазарева).
  5. Математика (И.И. Аргинская).
  6. Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
  7. Музыка (Г.С. Ригина).
  8. Технология (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова).
  9. Физическая культура (В.Н. Шаулин).

Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, вне УМК :

  1. Русский язык (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)
  2. Литературное чтение (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова и др., под ред. Н.Ф. Виноградовой)
  3. Литературное чтение (В.Ю. Свиридова)
  4. Английский язык (С.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, Е.В. Ермолаева и др.)
  5. Английский язык (М.З. Биболетова, Е.А.Ленская, Н.В. Добрынина)
  6. Английский язык (З.Н. Никитенко)
  7. Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
  8. Английский язык (В.Я. Богородицкая, Л.В. Хрусталева)
  9. Английский язык (В.В. Бужинский, С.В. Павлова, Р.А. Старикова)
  10. Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.)
  11. Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина)
  12. Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).
  13. Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская)
  14. Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт)
  15. Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.)
  16. Английский язык (В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина)
  17. Английский язык (З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, И.А. Артамонова)
  18. Английский язык С.Г. Тер-Минасова, Л.М. Узунова, Е.И. Сухина)
  19. Математика (Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова).
  20. Математика (С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе и др., под ред. В.А. Булычёва)
  21. Окружающий мир (З.А. Клепинина)
  22. Музыка (М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева)
  23. Изобразительное искусство (Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев)
  24. Технология (Т.М. Геронимус)
  25. Физическая культура (Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин)
  26. Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова)
  27. Информатика и ИКТ (А.В. Горячев)
  28. Информатика (А.В. Горячев, Н.И. Суворова)
  29. Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко)
  30. Информатика и ИКТ (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова)
  31. Информатика и ИКТ (М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова)
  32. Физическая культура (В.И. Лях)

Учитель, образовательное учреждение вправе выбрать как систему учебников, так и завершенные предметные линии. Обращаем внимание, что если выбрана система учебников, то заменять какой-либо учебник другим нельзя (это касается не только основных предметов, но и предметов, которые ведут узкие специалисты). Если выбраны завершенные предметные линии, то учитель, образовательное учреждение вправе составить УМК самостоятельно, используя учебники как в рамках УМК, так и вне рамок УМК. Тем не менее рекомендуем учебники по основным предметам (обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) брать в рамках УМК, поскольку авторы учебников при их составлении опирались на определенную концепцию, предусмотрели межпредметные связи, сквозные линии.

Образовательные учреждения, перешедшие в 2010-2011 учебном году на УМК «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний» , могут использовать учебники, изданные в 2010 году, поскольку данные учебники создавались с учетом требований ФГОС второго поколения.

Поскольку все УМК прошли экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения руководителям ОУ и учителям необходимо внимательно проанализировать учебники с точки зрения реализации целей и задач ФГОС второго поколения, обращая внимание на:

  • содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
  • содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
  • учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей, развивать творческие способности, самостоятельность, ключевые компетентности учащихся;
  • в учебниках должны быть задания не только на формирование предметных умений и навыков, но и на получение метапредметных и личностных результатов;
  • учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

На наш взгляд, наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:

  1. «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
  2. «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).
  3. «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).
  4. «Школа 2100» (издательство «Баллас»).
  5. «Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»).
  6. УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
  7. УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).

При использовании других УМК и завершенных предметных линий особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов. В этом случае учителю необходимо самостоятельно подбирать задания на формирование УУД к каждому учебному занятию.

Обращаем внимание учителей, руководителей ОУ на то, что именно учитель персонально несет ответственность за результаты начального общего образования, следовательно, и учебники, учебно-методические комплекты выбирать должен учитель самостоятельно, сознательно и ответственно.

]]>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.